МУЗЫКОВЕДЕНИЕ

  • Издатель Общество с ограниченной ответственностью Издательство Научтехлитиздат
  • Страна Россия
  • Ссылка https://elibrary.ru/title_about.asp?id=11987

Содержание

БА ИНЬ: ВОСЕМЬ РОДОВ ЗВУКА В КИТАЙСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

НОВОСЕЛОВА АНАСТАСИЯ ВЛАДИМИРОВНА

В статье приводится самобытная древнекитайская классификация музыкальных инструментов ба инь, в основе которой лежит распределение китайского музыкального инструментария в соответствии с восемью природными материалами, из которых изготовлена резонирующая часть того или иного инструмента; в контексте философии, эстетики и музыкальной культуры кратко рассматривается каждая из восьми категорий (металл, камень, шелк, бамбук, тыква, земля, кожа, дерево) и некоторые представляющие ее инструменты. Классификация ба инь не ограничивается распределением инструментов по родам, но является системой, на которой базируется традиционное представление о сочетании звуков инструментов разных родов. Так для периода, соответствующего первой письменной фиксации ба инь, эпохи Чжоу, первостепенным в сфере гунтин иньюэ, музыки дворца, было сочетание представителей рода металла и рода камня - бронзовых колоколов чжун и литофонов цин. Несмотря на то, что большинство инструментов ба инь ныне вышли из музыкальной практики, есть среди них и те, что живут в китайской музыкальной культуре до сих пор, неся в своем звуке дух великой музыки древности.

ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО В.И. РЕБИКОВА

НАСОНОВА АНГЕЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Данная статья посвящена вокальному творчеству Владимира Ивановича Ребикова (1866-1920) - композитора - новатора, пианиста, педагога, писателя с незаурядным литературным дарованием, музыкально-общественного деятеля. В статье рассматриваются эстетические взгляды композитора, с которыми связано новое осмысление проблемы формы и гармонии, переосмысление традиционных элементов музыкального языка, создание неповторимых, синтетических жанров. Эстетические взгляды композитора нашли свое отражение и в вокальных произведениях, которые занимают важное место в творческом наследии Ребикова. Большое внимание уделено таким вокальным жанрам, как вокальные сцены, ритмодекламации, мелопоэзы. На конкретных примерах рассмотрены особенности композиции, ладогармонического языка, соотношение вокальной и фортепианной партий, выразительные возможности произнесения литературного текста.В конце статьи делаются выводы о том, что вокальное творчество Ребикова тоже оказалось областью новаторских поисков.

ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ И СТРУКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИННО-КРЕСТИННЫХ ОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН РУССКО-БЕЛОРУССКОГО ПОГРАНИЧЬЯ

КИСЕЛЁВА ЕЛЕНА ВЛАДИСЛАВОВНА

В статье осуществляется опыт систематизации родинно - крестинных обрядовых песен. В фольклорной традиции смоленско - витебского пограничья они характеризуются большим разнообразием и представляют собой ядро родинно - крестинной песенной системы, в которую также включены приуроченные жанры (плясовые и лирические песни). На основе анализа функциональных, содержательных, стилевых и структурных особенностей музыкально - поэтической формы выявляются специфические черты, способствующие объединению обрядовых песен в единый цикл. Функциональное назначение песен в ритуале позволяет сделать вывод о закреплении за ключевыми этапами обрядности группы напевов, имеющей стилевые связи с различными жанрами музыкального фольклора местной традиции. Структурно - типологические особенности напевов (слогоритмические и ладо - интонационные показатели) выявляют общие закономерности организации обрядовых песен родинно - крестинного цикла.

ЖИВОПИСЬ КАК ГЛАВНЫЙ СТИЛЕОБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ФОРТЕПИАННЫХ СОЧИНЕНИЙ ЭДИСОНА ДЕНИСОВА

ГАТАУЛЛИНА НЕЛЛИ

Статья посвящена исследованию феномена «живопись» в фортепианных сочинениях Эдисона Денисова. Понятие«живопись» отождествляется с именем и стилем композитора, образной сферой его сочинений, методами композиторской техники. Дается краткая характеристика фортепианного творчества композитора: его жанровая основа, а также художественное содержание. «Живописные подходы» в фортепианных сочинениях композитора классифицированы по техникам живописного письма, цветовым характеристикам, жанровому признаку, характерному для живописного искусства (пейзаж, портрет); а также использованию художественного понятия свет, трактуемого композитором в философском ключе. Особое внимание уделено рассмотрению живописных техник - акварель, гуашь, гризайль, живопись маслом, - методик их использования в сравнении с приемами композиторского письма. На основе данного анализа автор приходит к выводу о том, что инструмент фортепиано вызывает у композитора большой интерес в плане новых открытий в области взаимопроникновения смежных искусств, экспериментов со звуком. На первый план выступает такой стилевой критерий как сонорность. Фортепианные сочинения «Знаки на белом», «Точки и линии», «Отражения», свидетельствуют о наличии определенных идей и художественных принципов, стилевых направлений, присущих живописному искусству.

К ВОПРОСУ О МУЗЫКАЛЬНО-ЗВУКОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ БЛАГОВЕСТНЫХ КОЛОКОЛОВ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ)

ГУСЕВА АННА НИКОЛАЕВНА

Среди исторических колоколов России до наших дней сохранились благовестники больших размеров. Их количество невелико. Наиболее примечательный среди них - знаменитый «Царь-колокол», находящийся в Московском Кремле. С помощью специальных математических методов расчета основных параметров колокола - зависимостей между весом, размерами и частотой нижнего тона, можно реконструировать примерное звучание этого колокола. Помимо этого были представлены возможные звуковые параметры более ранних колоколов - предшественников «Царя-колокола». Сегодня также возможно частично реконструировать звон колоколов больших размеров, рассчитывая определенным образом параметры титановых и латунных бил. При анализе звучания колоколов разного веса было установлено, что они могут звучать в близком звуковом диапазоне. Мастера-колокололитейщики в прошлом и настоящем создавали колокола«легкие» и «тяжелые». В современной России возрождается литье колоколов-благовестников, имеющих большие размеры. Путь, избранный проектировщиками самых больших современных колоколов России, близок европейскому моделированию колоколов.

О ПРОЧТЕНИИ АЛЬТЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСКРИПЦИЯХ СРЕДНЕВЕКОВОЙ МНОГОГОЛОСНОЙ МУЗЫКИ

РУМЯНЦЕВА МАРГАРИТА АЛЕКСЕЕВНА

Настоящая статья посвящена вопросу прочтения альтерации в современных транскрипциях средневековой многоголосной музыки. В качестве исследуемого материала служат мотеты XIII века, произведения Ф. де Витри, Г. де Машо, Ф. Ландини и др. В статье рассматриваются условия возникновения знаков альтерации, принципы их использования в современных нотных транскрипциях, выполненных разными авторами, учеными-медиевистами, такими как П. Обри, Х. Хусман, Л. Шраде и др.Внимание уделяется тому, что исследователи не всегда придерживаются единого принципа расстановки знаков. В применении знаков альтерации выявляются некоторые различия, дается их сравнительная характеристика. Основные положения статьи иллюстрируются нотными примерами. В заключении статьи говорится о том, что каждая авторская версия транскрипции средневековых многоголосных манускриптов обладает общими и отличительными чертами.

СЕРЕНАДА С.В. РАХМАНИНОВА. «ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ» И «ЦВЕТОВЫЕ» РЕШЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТКАНИ

ДЯТЛОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

В статье представлен сравнительный анализ двух редакций Серенады соч. 3, № 5 С.В. Рахманинова: первой редакции 1892 года и второго изложения 1940 года. Выбранный ракурс исследования обнаруживает пространственные и «оркестральные» свойства музыкальной материи фортепианной пьесы. Рассматриваются различные композиторские средства создания звуковой перспективы и жанрового колорита Серенады. Сопоставление двух редакций приводит к выводу: красочность пьесы относит воображение к оркестровым звучностям, каждый фрагмент пьесы дает пространственный эффект и аллюзию оркестрового звучания. Это достигается лишь во второй редакции. Текст 1892 года написан как оркестровая партитура, голоса выстроены строго горизонтально, разделены планы звуковой перспективы. Но пьеса не звучит в красках симфонического оркестра. Для того чтобы красочность фактуры приобрела симфонический характер понадобились многочисленные подробности исполнительских указаний второй редакции.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИТАЛЬЯНСКОЙ ОПЕРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

ФОМИНА ВАЛЕНТИНА ПАВЛОВНА

В статье освещаются проблемы, связанные с системным подходом к исторически информированной вокальной интерпретации ранней итальянской оперы. Стилистические принципы, сформировавшиеся в музыке к XVII веку, рассматриваются как один из важнейших компонентов раннебарочной вокально-интерпретационной модели, относящийся к зоне композиторской компетенции. Поиск новой выразительности привел к формированию единой стилистической системы monodia con basso continuo, в рамках которой оформились разные музыкальные стили. Драматический и камерный стили стали той основой, на которой развивался собственно оперный стиль, имеющий стилистические особенности в различных оперных школах первой половины сеиченто. Данные стилистические принципы определяли аффект вокального произведения, который влиял на стилистику исполнения, а значит и технологию исполнительства, что относилось уже к зоне исполнительской компетенции.

СТИХИ, ПРОЧТЕННЫЕ ПО НОТАМ

ОЛЬШЕВСКАЯ АНТОНИНА ВЛАДИМИРОВНА

Мелодекламация (чтение стихов с музыкальным сопровождением) - жанр, получивший широкое распространение в России рубежа XIX-XX веков. С этого времени сохранилось свыше полутысячи музыкальных произведений. Мелодекламации сочинялись многими композиторами, этот жанр имел своих классиков, среди которых В.И. Ребиков, А.С. Аренский, М.Ф. Гнесин. В статье приводится музыковедческий разбор мелодекламации Александра Афанасьевича Спендиарова «Мы отдохнем» на слова А. Чехова, считающейся одним из лучших образцов жанра. Автор анализирует роль текста (монолога Сони) в литературном первоисточнике - пьесе «Дядя Ваня», сопоставляет значение идеи музыкальности, заложенной в монологе, для пьесы Чехова и мелодекламации Спендиарова и последовательно рассматривает раскрытие этой идеи в произведении последнего. В конце статьи ставится проблема выразительного звучания слова и музыки в мелодекламации, их взаимодействия и взаимовлияния.

«ТЕОРЕТИЗАЦИЯ» ПРАКТИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ КАК ОТРАСЛИ ЗНАНИЯ ИОАННОМ ДЕ МУРИСОМ В ТРАКТАТЕ «ПОЗНАНИЕ ИСКУССТВА МУЗЫКИ»

ГИРФАНОВА МАРИНА ЕВГЕНЬЕВНА

Самый ранний трактат Иоанна де Муриса по музыке «Notitia artis musicae» («Познание искусства музыки», 1319/1321 г.) связан своим происхождением с факультетом искусств Парижского университета. Две его части охватывают две существующие на тот период отрасли знания о музыке, «теоретическую музыку» (musica theoretica) и «практическую музыку» (musica practica). К ведению теоретической музыки относятся высотные характеристики музыкальных звуков, к ведению практической музыки - временные их характеристики. Одна из целей, которую ставит перед собой Мурис в трактате, - реорганизовать теоретические представления о музыкальном ритме и его нотации, с тем, чтобы практическая музыка получила статус, которым до этого обладала для университетского научного сообщества только теоретическая музыка. Мурис распространяет на практическую музыку определение теоретической музыки из первой части «Познания». Он усматривает во временной организации музыки действие физических и математических законов, тем самым формируя представления о практической музыке как о «серединной науке» (scientia media) (имеющей двойственные основания - в математике и физике), уже утвердившиеся для теоретической музыки.

Содержимое этой страницы является частью Культура и культуроведение коллекции из eLIBRARY.
Если вам интересно узнать больше о возможностях доступа и подписки, вы можете оставить свой запрос ниже или связаться с нами по адресу eresources@mippbooks.com

Запрос

МУЗЫКОВЕДЕНИЕ

Content

About reading the alterations in modern transcriptions of medieval polyphonic music

Rumyantseva Margarita

This article is devoted to the reading of alterations in modern transcriptions of medieval polyphonic music. As the test material are motets XIII century, works of F.de Vitry, G.de Machaut, F. Landini etc. The article deals with the conditions of alteration marks, how to use them in modern musical transcriptions by various authors, scientists-medievalist, such as P. Aubry, H. Husman,L. Shrade etc.Attention is paid to the fact that researchers do not always adhere to the principle of a single installation of signs. In the application of alteration marks revealed some differences, given their comparative characteristics. Main provisions of article illustrated musical examples. The article concludes by summarizing that each author’s version of the transcription of polyphonic medieval manuscripts has general and distinctive features.

Ba yin: the Eight Categories of Sound in Chinese Musical Culture

Novoselova Anastasia

In article is given the original ancient Chinese classification of musical instruments ba yin in the base of which distribution of the Chinese musical instruments according to eight natural materials. The resounding part of the instruments is made of eight natural materials. In a context of philosophy, an esthetics and musical culture each of eight categories (metal, stone, silk, bamboo, pumpkin, clay, leather, wood) and some instruments representing it is briefly considered. The ba yin system is not only distribution of the instruments, but also the system of traditional idea of combination sounds of instruments of different categories of ba yin. For Zhou dynasty, for example, it was important the combination of zhong and qìng made from metal and stone. In spite of the fact that the majority of instruments of ba yin are nowadays lost, is among them still living in the Chinese musical culture, bearing in the sound spirit of great music of an antiquity.

Musical and sound possibilities of Russian historical bells (history and modern)

Guseva Anna

There is the old bells in Russia. The bells of the big sizes have been preserved to our days. Their number is small. The most remarkable among them is the famous «Tsar»-bell. It is located in the Moscow Kremlin. Approximate sound of this bell can be reconstructed. Special mathematical methods are used for this purpose. This calculation of the main parameters of the bell: dependencies between the weight, size and frequency of the lower tone. Were presented possible sound settings earlier bells. This predecessors «Tsar bell».Calculated parameters of titanium and brass plates. Reconstruct the bells of the big sizes possible with this method. Can sound close the audio range bells of different weight. Past and present bells «light» and «heavy» created a wizard-there were some casters. Reborn casting of bells of the big sizes in modern Russia. A method of modelling of these bells related to the European method.

Painting As the Major Factor of Development of Compositional Style in the Piano Music of Edison Denisov

Gataullina Nelly

The article is dedicated to the phenomenon of “painting” in Edison Denisov’s piano music. This notion is identified with the composer’s name and style, his images and composition techniques. The article contains a brief characteristic of his piano music: its genre, image-bearing content. Denisov’s “painting approach” to piano music is classified according to characteristics of colour, genre, the latter being typical for the art of painting (landscape picture, portrait). It also involves the notion of light, interpreted by the composer in the aspect of philosophy. A special attention is given to using such painting techniques as water colour, gouache, grisaille, oil painting as compared to composition techniques. The analysis brings the author to a conclusion that the piano generated the composer’s interest in searching new combinations of allied arts, as well as sound experiments, which highlights such a stylistic criterion as sonority. Denisov’s works “ Signs on white ”, “ Dots and lines ”, “ Reflections ” reveals certain ideas, artistic principles and stylistic directions inherent to the art of painting.

Rachmaninoff’s Serenade. «Dimensional» and «color» solutions of musical texture

Dyatlov Dmitry

The article presents a comparative analysis of the two editions of the Serenade Op. 3, № 5 S.V. Rachmaninoff: the first edition in 1892 and the second presentation in 1940. The selected angle of the study reveals spatial and “orchestral” properties of the musical matter of the piano piece. The article considers many various resources of the creation of sound perspective and genre color of Serenade. A comparison of two editions leads to the conclusion: the colorful imagination of the piece refers to the orchestral sonority, only the second edition achieves that each fragment of the piece gives the spatial effect and allusion of orchestral sound. The text was written in 1892 as an orchestral score, the voices are arranged horizontally, plans of the sound perspective are divided but the piece does not sound of the paints of the Symphony Orchestra. Numerous details of the guidance performing of the second edition were needed to achieve a colorful texture of the symphonic character.

Stylistic and structural-typological features of the birth-christening ritual songs of Russian-Belarussian borderland

Kiseleva Elena Vladislavovna

The article is devoted to systematize birth-christening ritual songs. In folk tradition of Smolensk-Vitebsk borderland they (songs) are quite diverse, representing the core of the birth-christening song system, which includes confined genres (dance and lyric songs). Based on the analysis of functional, meaningful, stylistic and structural features of musical and poetic forms, the specific traits identified that promote the formation of ritual songs in a single cycle. The functional purpose of the ritual songs suggests fixing milestones for a particular group of ritual chants having stylistic connection with various genres of musical folklore of local tradition. Structural-typological features of tunes (slogorythmic, mood and intonation indicators) identify general patterns of ritual songs organization within the birth-christening cycle.

Stylistic principles of Italian opera of the first half of the XVII century in the cultural and historical context

Fomina Valentina

The article is devoted to the problems connected with a systemic approach to historically informed vocal interpretation of early Italian opera. Stylistic principles that formed in music by the XVIIth century are considered to be one of the important components of early Baroque vocal interpretation model. The component refers to the zone of composer competence. Searching new ways of expression led to formation of the united stylistic system called «monodia con basso continuo» in the frame of which different musical styles and styles in opera were formed. Dramatic and chamber styles became the bases for developing the operatic style. The style had the pecularities in different opera schools of the first half of the XVIIth century. The stylistic principles defined an affect of a vocal piece. The affect influences the style of performance and performance technology that already referred to the zone of performer competence.

«Theorization» of practical music as a branch of knowledge by Johannes de Muris in his treatise «Notitia artis musicae»

Girfanova Marina

The earliest treatise of Johannes de Muris on music “Notitia artis musicae” (“Cognition of art music”, 1319/1321) linked their origins with the Faculty of Arts, University of Paris. Its two parts cover two branches of musical knowledge, existing at that time: “theoretical music” (musica theoretica) and “practical music” (musica practica). The theoretical music considers the attributes of musical sounds in pitch, the practical music - in time. One of the goals that Muris set himself in the treatise - to reorganize the theoretical understanding of the musical rhythm and its notation, so that practical music gained the status, which before only a theoretical music had for the university research community. Muris extended the definition of theoretical music from the first part of “Cognition” on practical music. He saw the physical and mathematical laws in the temporal organization of music, thereby forming a conception of practical music as “medial science” (scientia media) (having a dual foundation - in mathematics and physics), already approved for the theoretical music.

The verses read on notes

Olshevskaya Antonina

Melodeclamation (recitation with music accompaniment) is a genre which has become very popular in Russia at the turn of 19- 20th centuries. Five hundred pieces of music from that time are known now as such. Many composers created melodeclamations, this genre had its own maitres, among which were I. Rebikov, A.S. Arensky, M.F. Gnesin. The article looks into the musicological analysis of a melodeclamation by Alexander Afanasievich Spendiarov “We will have rest” based on A. Chekhov’s drama, considered one of the best samples of this genre. The author analyzes the role of the text (Sonya’s monologue) in the literary primary source, which is the play “Uncle Vanya”, and compares the idea of musicality, that shows in the monologue, in the play of Chekhov and Spendiarov’s melodeclamation. The author gives a thorough analysis of the meaning of this idea in work of the latter. At the end of the article the problem of expressive sounding of the word and music in a melodeklamation, their interactions and interference are highlighted.

Vocal works of Vladimir Rebikov

Nasonova Angelina

This article is devoted to Vladimir Ivanovich Rebikov’s work (1866-1920). He was a composer innovator, a pianist, a teacher and a writer with uncommon literary capacities as well as a musical public figure. The composer’s aesthetic views are considered in the article. New judgement of form and harmony problem, reconci diration of traditional elements of musical language, creation of unique synthetic genres is connected with his views.The composer’s aesthetic views have found reflection in vocal works wich take an important part in the creative heritage of Rebikov. The attention is given to such vocal genres as vocal stages, rhythmic recitation, melodic poems. Features of compositions, ladas and harmonious language, parity of vocal and piano parties, expressive possibilities of pronouncing of the literary text are considered in specific examples.In the end of article conclusions that vocal work of Rebikov has appeared the field of innovative searches are done.

This content is a part of the Cultural studies collection from eLIBRARY.
If you are interested to know more about access and subscription options, you are welcome to leave your request below or contact us by eresources@mippbooks.com

Request