МУЗЫКОВЕДЕНИЕ

  • Издатель Общество с ограниченной ответственностью Издательство Научтехлитиздат
  • Страна Россия
  • Ссылка https://elibrary.ru/title_about.asp?id=11987

Содержание

ДУХОВНАЯ ТЕМА В КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЯХ ФРАНСИСА ПУЛЕНКА

БАГРОВА Е.Ю.

Соседство светского и духовного Франсис Пуленк называл одним из парадоксов своего творчества. В работе рассматриваются связи между двумя жанровыми сферами: духовными кантатами и камерно-инструментальными сочинениями, созданными в последнее десятилетие жизни композитора. Смешение в рамках одного сочинения элементов различных стилей, как в историческом, так и в жанровом понимании - характерная черта музыкального почерка Пуленка. Семантические связи между сочинениями различных жанров подчеркиваются многочисленными примерами перекрестных самоцитат. В качестве основного инструмента исследования автор статьи использует метод сопоставления тематизма. Анализируя найденные в сонатах жанровые и тематические цитаты из духовных кантат, автор делает выводы об ассимиляции жанров, о стирании границ между светским и духовным началом в позднем творчестве Пуленка.

ЛЕО АБРАМОВИЧ МАЗЕЛЬ

ДЬЯЧКОВА Л.С.

Лев Абрамович для многих людей моего поколения был непросто учителем, а Велик и мучителем, мэтром, непререкаемым авторитетом, независимо от того, посчастливилось ли вам заниматься у него, или только общаться с ним, или только читать его труды. Он как магнит притягивал к себе огромное количество интересных и неординарных людей, среди которых были не только музыковеды, физики, лингвисты, но и великие музыканты - Д. Шостакович, Г. Нейгауз, С. Рихтер, А. Гольденвейзер, Э. Гилельс, Д. Ойстрах, Д. Шафран. Научные концепции Л.А. Мазеля были плодотворным источником для развития музыкознания. Он не только систематизировал структурные, семантические и художественные принципы анализа музыки, открыв новые творческие возможности аналитического познания ее сущности, но и заложил общие методологические основы исследования музыкального феномена.

«МИФОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА» В БАЛЕТЕ «ПРИНЦ ПАГОД» БЕНДЖАМИНА БРИТТЕНА

НИКИФОРОВА Е.А.

Статья посвящена балету «Принц Пагод» (1956) английского композитора XX века Бенджамина Бриттена (1913-1976). При рассмотрении особенностей либретто и партитуры пристальное внимание уделено жанровому аспекту балета, затронута проблема источников сюжета, ставших опорой при создании либретто. Предпринята попытка раскрытия определения «мифологическая сказка», которое избрал автор либретто и постановщик балета Джон Кранко. Музыковедческий анализ фрагментов партитуры «Принца Пагод» показал правомерность этого обозначения жанра относительно музыки Бриттена. Особую роль при создании композитором неповторимой атмосферы «мифологической сказки» сыграл избирательный подход композитора к выбору музыкально-выразительных средств. Поэтому раскрываются некоторые важнейшие особенности партитуры балета, в частности, имитация звучания индонезийского гамелана средствами классического оркестра, при помощи которой Бриттен достиг эффекта экзотического ладово-интонационного контраста относительно фрагментов партитуры в западноевропейской ладогармонической системе. Затрагивается история постановок на ведущих сценах мира в Великобритании, Германии и России.

НЕКОТОРЫЕ КОМПОЗИЦИОННО-ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОПЕРНОГО ЭПИЛОГА

КАМЫШАНОВА М.В.

В статье предпринята попытка выявления композиционных и драматургических закономерностей оперных эпилогов на материале произведений отечественных композиторов XIX-XXI веков. Эпилог рассматривается в контексте его соотношения с заключительной сценой, непосредственно ему предшествующей, атакжестекстомосновнойчастипроизведения. Подчеркивается эффект отстранения, действие которого раскрывается на драматургическом, сюжетном и эмоциональном уровнях, затрагивается вопрос жанровой модуляции. Прослеживаются разнообразные связи между эпилогом и прологом, эпилогом и основным действием. Особое значение придается тематическому интегрированию и тематической реминисценции. Определяются два типа соотношений эпилога и основного действия, возникающие на основе «переключения» или «отключения» функций. В заключении подчеркивается особая значимость оперных эпилогов для понимания глубинных смыслов произведения в целом.

О МЕЛОДИЧЕСКОМ СТРОЕНИИ ИРМОСОВ КИЕВСКОГО РАСПЕВА

КУЗЬКИНА А.В.

В статье рассматриваются ирмосы киевского распева. Анализ проводится на материале Ирмологионов XVII-XVIII веков из различных собраний ГИМ и РГБ, которые бытовали на русской почве. Основное внимание уделяется мелодической структуре ирмосов. Выявляются особенности мелодического строения песнопений и предлагается их типология. В результате анализа выяснилось, что в мелодике ирмосов киевского распева имеются повторяющиеся построения двух типов, которые играют различную роль в композиции напева. Неодинаковы частота их появления в песнопении, набор устойчивых параметров. Разнятся протяженность построений и степень их распространенности. При этом оба типа повторяющихся построений органично вписываются в окружающий музыкальный материал и сливаются с ним. Возможно, подобное проявление формульности разного типа связано с разной степенью сохранности знаменных прообразов в певческой практике.

ПРОБЛЕМАТИКА ОПЕРЫ КЛААСА ДЕ ВРИСА «КО РОЛЬ ВЕРХОМ» (KLAAS DE VRIES «A KING, RIDING», 1996) КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

САНИЧЕВА Е.В.

Статья повествует об опере «Король Верхом» («A Kind, Riding») нидерландского композитора Клааса де Вриса - выдающейся фигуры в современной музыке Нидерландов, одного из основателей Роттердамской композиторской школы. «Король Верхом» - заметная веха втворческомпутиодаренногокомпозитора. Этопроизведениеподытожилотворческие искания Клааса де Вриса 1990-х годов и наметило пути в будущее.

Содержимое этой страницы является частью Культура и культуроведение коллекции из eLIBRARY.
Если вам интересно узнать больше о возможностях доступа и подписки, вы можете оставить свой запрос ниже или связаться с нами по адресу eresources@mippbooks.com

Запрос

МУЗЫКОВЕДЕНИЕ

Content

About melodical structure in heirmoses of kievan chant

Kuzkina Anastasia V.

The article discusses heirmoses of Kievan chant. The analysis is performed on the material of Irmologion of the XVII-XVIII centuries from various collections of the SHM and RSL that existed on Russian soil. The focus is on melodic structure of heirmoses. The peculiarities of the melodic structure are identified and their typology is offered. The analysis revealed that the melody of heirmoses of Kievan chant has two types of repeat constructions, which play different roles in the composition of the melody. The frequency of their occurrence in the hymn, the set of stable parameters, length of the constructions and their incidence vary. In this case, both types of repeat constructions fit perfectly into the surrounding musical material and merge with it. Perhaps, such manifestation of definability of different types associated with varying degrees of preservation preimages of Znamenny chant in singing practice.

Leo A. Mazel

Dyachkova Lyudmila S.

For many people of my generation Lev Abramovich was not simply a teacher, he was the Great teacher, the master, indisputable authority irrespective of, whether has the luck to be engaged to you at it, or only to communicate with it, or only to read its works. It as a magnet attracted to himself a huge number of interesting and extraordinary people among whom were not only musicologists, physicists, linguists, but also great musicians - D. Shostakovich, G. Neygauz, S. Richter, A. Goldenveyzer, E. Gilels, D. Oystrakh, D. Schafran. Scientific concepts of L.A. Mazel were a fruitful source for development of musicology. It not only systematized the structural, semantic and art principles of the analysis of music, having opened new creative opportunities of analytical knowledge of its essence, but also laid the general methodological foundation of research of a musical phenomenon.

«Mythological fairy-tale» in the ballet «The Prince of the Pagodas» by Benjamin Britten

Nikiforova Elena An.

The article is devoted to the ballet «The Prince of the Pagodas» (1956) by Вritish composer Benjamin Britten (1913-1976). When considering the characteristics of the libretto and score attention is paid to the genre aspect of this ballet, raised the issue of the sources of the story, which became a basis for creation of the libretto. Attempted disclosure of the definition of «mythological tale», which was chosen by the author of the libretto and the Director of the ballet by John Cranko. Musicological analysis of fragments of the score of «The Prince of the Pagodas» has demonstrated the validity of this designation genre regarding music and Britten. Covers some of the musical characteristics of the generated scores, in particular, imitation of sounds of the Indonesian gamelan means of the classical orchestra, by means of which the composer has created a unique atmosphere of the «mythological tales». Touching on the history of performances at major venues throughout the world in the UK, Germany and Russia.

Opera work «A King, Riding» by Klaas de Vries as a mirror of processes and tendencies of contemporary musical art

Sanicheva Elizaveta V.

The article goes in the opera work «A King, Riding» the Dutch composer Klaas de Vries - a prominent figure in modern music of the Netherlands, one of founders of Rotterdam composer school. «A King, Riding» - a noticeable milestone in a career of the gifted composer. This work summed up creative search of Klaas de Vries of the 1990th years and planned ways to the future.

Some compositional and dramaturgical principles of opera epilogue

Kamyshanova Maria V.

This article is an attempt to reveal compositional and dramaturgic laws of opera epilogues in the works of Russian composers of XIX-XXI centuries. Epilogue is regarded in its relations as with the preceding final scene and so with the text of the main part of the work. The accent is made upon the effect of removal, which is shown on the dramaturgic, plot and emotional levels. The phenomenon of widespread genre modulation, typical of such situations, is also taken into consideration. The circle of epilogue functions, of different connections between epilogues and prologues, epilogues and the main opera text are revealed in the article. The methods of thematic integration and thematic reminiscence are of particular importance. Redirection functions and disconnection functions create two types of relationships between epilogue and the main opera text. A special significance of opera epilogues for the profound understanding of the work as a whole is stressed in the conclusion.

The spiritual theme in chamber music by Francis Poulenc

Bagrova Elena Y.

Francis Poulenc said that the juxtaposition of the secular and spiritual is one of the paradoxes of his work. The paper deals with the relationship between the two genre spheres: sacred cantatas and instrumental chamber works, created in the last decade of the composer’s life. Mixing of elements of various styles within one composition, both in historical and genre understanding, is the characteristic feature of Poulenc’s music style. Semantic connections between the works of various genres are marked by numerous examples of cross self-quotation. The author uses the method of thematic comparison as the main examination tool. Analyzing the genre and theme quotes from sacred cantatas found in sonatas, the author concludes that the genres are assimilated, the boundary between the secular and the spiritual principles is erased in Poulenc’s late works.

This content is a part of the Cultural studies collection from eLIBRARY.
If you are interested to know more about access and subscription options, you are welcome to leave your request below or contact us by eresources@mippbooks.com

Request