• Издатель Общество с ограниченной ответственностью Издательство Научтехлитиздат
  • Страна Россия
  • Ссылка https://elibrary.ru/title_about.asp?id=11987

Содержание

БАЯН В ТВОРЧЕСТВЕ МИХАИЛА БРОННЕРА

ВЛАСОВА М.В.

Имя московского композитора Михаила Броннера (1952) достаточно известно в нашей стране и за рубежом. Мастер оркестрового и хорового письма, в 1990-х годах в своей музыке он впервые обращается к баяну. Характерно то, что на сегодня баян для композитора стал выразителем всех основных тем в творчестве. Им создано более 25 опусов с участием баяна, включающих как сочинения для инструмента соло, так и масштабные полотна для баяна с детским хором, камерным и симфоническим оркестрами. Инструмент является неотъемлемой частью многих сочинений М. Броннера, органично вплетаясь в поэтический и образный мир его музыки. В настоящей статье мы рассматриваем произведения для баяна Михаила Броннера с точки зрения особенностей авторского стиля и специфики трактовки инструмента.

ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ПРОШЛОЕ(ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ О В.Ю. ГРИГОРЬЕВЕ)

Yakovleva Antonina

ИЗ ИСТОРИИ ЗАРОЖДЕНИЯ ЖАНРА ХОРОВОГО КОНЦЕРТА В ТАТАРСКОЙ МУЗЫКЕ:С.А. КАЗАЧКОВ - Ш.К. ШАРИФУЛЛИН

БЕЛЯЕВА А.Н.

В статье рассматриваются проблемы становления жанра хорового концерта в татарской музыке, основателем которого по праву считается Ш.К. Шарифуллин. Большую роль в зарождении и развитии жанра сыграл С.А. Казачков - руководитель хора студентов Казанской консерватории им. Н.Г. Жиганова, тесно сотрудничавший с композитором и ставший исполнителем первого духовного концерта для хора «Мунаджаты». Учебный хор под управлением С.А. Казачкова достиг высокого профессионального уровня, что позволило композитору написать сочинение с использованием современной полифонической техники. В статье представлены воспоминания коллег С.А. Казачкова, принимавших непосредственное участие в первом исполнении «Мунаджатов». Они делятся впечатлениями о том, как проходил процесс совместного творчества композитора и дирижера.

ИНОКУЛЬТУРНЫЕ ВЛИЯНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ТАТЬЯНЫ СМИРНОВОЙ: «ПОЛЬСКАЯ ТЕМА»

ВАСИЛЬЧЕНКО Е.Ю.

В статье изложены результаты исследования некоторых аспектов творчества русского композитора Татьяны Георгиевны Смирновой, связанные с влиянием традиций польской музыкальной культуры. Работа продолжает линию исследования творчества данного автора по вопросам, касающимся претворения в ее сочинениях музыкальных особенностей культур разных стран как яркой и по-своему уникальной составляющей творческой личности композитора. Особое внимание в исследовании уделяется поиску ключей к пониманию творчества Смирновой, т.к. сам композитор не склонен к словесной интерпретации собственных сочинений. В рассматриваемых произведениях («Романтическое послание и посвящение Ф. Шопену» и цикл «Три сонета») прослеживается коммуникация с польской культурной традицией, что определяется, главным образом, через программность, литературные источники, а также жанровый выбор композитора.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ КОММЕНТАРИЙ С.Л. ДОРЕНСКОГО КО ВТОРОЙ СОНАТЕ Ф. ШОПЕНА

ПЕРЕРВА Е.И.

В данной статье рассматривается исполнительский комментарий к выдающемуся сочинению мировой музыкальной литературы Второй сонате Ф. Шопена (ор. 35 b-moll), предложенный одним из крупнейших педагогов современности, народным артистом РФ, заведующим кафедрой специального фортепиано Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, профессором Сергеем Леонидовичем Доренским.В статье отражены взгляды С.Л. Доренского на общие и частные проблемы интерпретации. Рассмотрены стилевые аспекты исполнения музыки Ф. Шопена в целом, конкретные приемы и способы работы над Второй сонатой. Предложены ценные рекомендации музыканта в вопросах художественной концепции сонаты, артикуляции, звукоизвлечения, формообразования, агогики, динамики, аппликатуры и т.д.В основе статьи лежит материал, полученный автором в ходе интервью с профессором Сергеем Леонидовичем Доренским.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА КАК НЕЛИНЕЙНЫЙ ПРОЦЕСС

ГРУШКО Г.И.

В центре внимания автора - проблема анализа музыкального произведения с позиций эволюционно-синергетической парадигмы. Синергетика дает знание о нелинейно изменяющихся эволюционирующих системах, в том числе и о музыкальной форме, постоянно балансирующей между хаосом и порядком и обладающей фрактальными свойствами. С этой точки зрения появляется возможность проследить за направленностью и динамикой ее изменений, моделировать эти процессы и запечатлеть их графически. Наличие точки золотого сечения, соответствующей переломному, кульминационному моменту свидетельствует о совершенстве и единстве формы как целого. В завершение статьи автор приходит к выводу, что, поскольку мир един, адекватное представление о нем должно выражаться в единстве научного знания. С этих позиций рассматривается и музыкальная форма как структура / процесс в их взаимодействии и развитии, основанном на закономерном чередовании стадий порядка и хаоса.

НАСЛЕДИЕ РУССКОЙ ОПЕРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫXIX ВЕКА: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД

СМАГИНА Е.В.

Статья затрагивает ряд проблем в изучении русского оперного наследия первой половины XIX века. В центре внимания автора - забытые и малоизвестные композиторские имена, новые для музыкознания и малоизученные оперы из «запасников» русского музыкального театра, созданные отечественными и иностранными композиторами Д.А. Шелеховым («Женевьева Брабантская»), Д.Ю. Струйским («Параша-сибирячка»), А. Сапиенцей-младшим («Иван царевич, Золотой шлем»), Ф. Шольцем («Волшебная роза») и другими. Особо акцентирована самобытность художественной концепции отдельных оперных произведений А.Н. Верстовского и А.А. Алябьева, отразившая «автономию» их жанрово-стилевых исканий. Отмечены малоизвестные репрезентанты исторического («Вавилонские развалины, или Торжество и падение Гиафара Бермесида» К. Кавоса, «Жанна д’Арк» З.А. Волконской, «Тамерлан» А. Сапиенцы-младшего, «Нидия, или Последний день Помпеи» Ю.К. Арнольда) и сказочного («Светлана, или Сто лет в один день» Ш. Кателя - К. Кавоса) оперных жанров.

«СТУДИЯ НОВОЙ МУЗЫКИ»ПРАЗДНУЕТ 20-ЛЕТИЕ

АРДЕЛЯНУ О.

«ТЕБЕ БОГА ХВАЛИМ» Д.С. БОРТНЯНСКОГО КАК РУБЕЖНЫЙ ЭТАП В ИСТОРИИ ХВАЛЕБНОГО КОНЦЕРТА

ТРУБЕНОК Е.А.

Te Deum - известный латинский гимн (IV в.) - имеет свою параллель в православной церковной службе в виде так называемой хвалебной песни с церковнославянским текстом «Тебе Бога хвалим». Песнопение «Тебе Бога хвалим» исполняется в завершение благодарственного молебна в Неделю Православия (первое воскресенье Великого Поста) в составе чина Торжества Православия.В статье высказывается предположение, что церковнославянский текст «Тебе Бога хвалим» в составе Триоди Постной появился в результате деятельности Кирилла и Мефодия по переводу греческих богослужебных книг на славянский язык в X-XI вв. Приводятся сведения об особенностях исполнения «Тебе Бога хвалим» на греческий распев третьего гласа и рассматриваются два наиболее известных и часто исполняемых хвалебных концерта Д.С. Бортнянского (одно хорный F-dur и двух хорный C-dur ).

Содержимое этой страницы является частью Культура и культуроведение коллекции из eLIBRARY.
Если вам интересно узнать больше о возможностях доступа и подписки, вы можете оставить свой запрос ниже или связаться с нами по адресу eresources@mippbooks.com

Запрос

МУЗЫКОВЕДЕНИЕ

Content

Accordion in the Works by Mikhail Bronner

Vlasova Mariya

The name of the Moscow composer Mikhail Bronner (1952) is quite well known in our country and abroad. Master of orchestral and choral writing, in the 1990-th years in his music he was first drawn to the accordion. Characterized by the fact that today the accordion has become a spokesman of main themes in the works by composer. He created more than 25 opuses with featuring accordion, including both solo works for the instrument and large-scale scores for accordion with children’s choir, chamber and symphonic orchestras. The instrument is an integral part of many works by M. Bronner, organically woven into the poetic and imaginative world of his music. In this article we consider the works for accordion by Mikhail Bronner from the point of view of author’s style and specifics of treatment of instrument.

From the history of genre origination of choral concert in tatar music: S.A. Kazatchkov - Sh.K. Sharifullin

Belyaeva Anastasia

The paper examines the problem of becoming a genre of choral concertos in Tatar music. The creator of the first choral concerto in Tatarstan was Sh.K. Sharifullin. An important role in the origin and development of the genre playedS.A. Kazatchkov - leader of students’ choir of Kazan N.G. Zhiganov State Conservatory. He worked closely with the composer and was the first who performed the spiritual Concerto for the choir «Munadzhaty». Students’ choir conducted byS.A. Kazachkov reached a high professional level, which allowed the composer to write his concerto using modern polyphonic technique. The article presents the memories of colleagues of S.A. Kazachkov who took part in the first performance of«Munadzhaty» about how was the process of co-creation of the composer and the conductor.

Heritage of russian opera of the first halfof the xixth century: contemporary view

Smagina Elena

Article raises a number of issues in the study of the Russian opera heritage of the first half of the XIX century. The author focuses on forgotten and little-known composers’ names, on new and little-studied for musicology operas from «vaults» of Russian musical theatre, created by Russian and foreign composers D.A. Shelekhov («Genevieve Brabantskaya»), D.U. Struiskiy («Parasha- Siberian»), A. Sapienza («Ivan Tsarevich, Gold Helmet»), F. Sholz («Magic Rose») and others. Particularly emphasized the originality of artistic concept of opera works by A.N. Verstovsky and A.A. Alyabyev, reflecting the «autonomy» of their genre and stylistic searches. The author marked little-known historical («Babylon Ruins, or Celebration and Drop Giagfara Bermecida» byK. Cavos, «Jeanne d’Arc» by Z.A. Volkonskaya, «Tamerlane» by A. Sapienza, «Nidiy, or the Last Day of Pompeii» by K.U. Arnold) and fairy («Svetlana, or a Hundred Years in One Day» by W. Kately - K. Cavos) opera genres.

Musical form as non-linear process

Grushko Galina

The author focuses on the problem of analyzing a piece of musical from standpoint of evolutionary synergetic paradigm. Synergetics provides knowledge about the nonlinear changing evolving systems, including the musical form, constantly balancing between chaos and order, and have fractal properties. From this point of view it is possible to follow the direction and dynamics of its changes, to model these processes and capture them graphically. The presence of golden-section corresponding to climax moment shows perfection and unity of form as a whole. At the end of the article we come to the conclusion that because the world is one, an adequate idea of it must be expressed in the unity of scientific knowledge. From this standpoint we consider musical form as structure / process in their interaction and development, based on logical alternation of order and chaos phases.

Peering into the past (from the Memories about V.Ju. Grigoriev)

Yakovleva Antonina

Performing comment by S.L. Dorenskiyto the second sonata by F. Chopin

Pererva Elena

In this article we consider a performing comment to outstanding composition of world music literature - Chopin’s The Second Sonata (Op. 35 b-moll), proposed by one of the greatest teachers of our time, the People's artist of Russia, head of the Department of special piano of Moscow P.I. Tchaikovsky State Conservatory, professor Sergey Leonidovich Dorenskiy.The article reflects the views of S.L. Dorenskiy on general and special problems of interpretation: the stylistic aspects of the performance of music by Chopin as a whole, specific methods of work on The Second Sonata. We propose important recommendations concerning artistic concepts of sonata, articulation, attacking, shaping, agogics, dynamics, fingerings, etc.The article is written on the basis of material taken during the author’s interview with professor Sergey Leonidovich Dorenskiy.

Studio of new music" is celebrating its 20th anniversary

Ardelyanu Olga

The influences of other cultures in the worksby Tatiana Smirnova: «Polish topic»

Vasilchenko Ekaterina

The article presents the results of studies of some aspects of works by Russian composer Tatiana Georgievna Smirnova, due to the influence of traditions of polish music culture. Work continues the line of research works by the author on issues related to implementation in her compositions musical peculiarities of different cultures as one of the brightest and unique component of the creative personality of the composer. Special attention in the study was to find the keys to understanding Smirnova’s creativity, as the composer himself is not prone to verbal interpretation of his own works. In such works as «Romantic message and dedication to Chopin» and the cycle «Three Sonnets» we find out the traces communication with the Polish cultural traditions, which is mainly determined through a programmatic (with the internal literary plot laid in the music itself), literary sources as well as genre selection made by the composer.

«We Praise thee, o God» by D.S. Bortniansky as a famous period in laudatory concert history

Trubenok Elena

Te Deum - famous Latin hymn (the IVth century) - has its parallel in the Orthodox Church service in the form of so-called laudatory song with old Church Slavonic text «We praise Thee, o God». Chant «We praise Thee, o God» is performed at the end of the thanksgiving prayer in the Week of Orthodoxy (the first Sunday of Great Lent) in the structure of the rite of Orthodoxy.We suggest that the Church Slavonic text «We praise Thee, o God» in the structure of the Triodion was the result of the translation of the Greek liturgical books into Slavonic by Cyril and Methodius in X-XI centuries. The article contains an information about the specifics of singing «We praise Thee, o God» with the melody of the Greek chant (third mode) and focuses on two of the most famous and most frequently performed laudatory concerts by D.S. Bortnyansky (Concerto F-dur for one choir and Concerto C-dur for two choirs).

This content is a part of the Cultural studies collection from eLIBRARY.
If you are interested to know more about access and subscription options, you are welcome to leave your request below or contact us by eresources@mippbooks.com

Request