МУЗЫКОВЕДЕНИЕ

  • Издатель Общество с ограниченной ответственностью Издательство Научтехлитиздат
  • Страна Россия
  • Ссылка https://elibrary.ru/title_about.asp?id=11987

Содержание

КАК РОЖДАЛИСЬ МИФЫ О МУЗЫКАНТАХ: ИЗ ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АНДАЛУСИИ

СЕРГЕЕВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

В статье рассматривается процесс формирования мифов о музыкантах на примере исторического материала средневековой Андалусии. Эти сведения различаются по степени полноты информации: 1) сотни имен (без фактологии) в письменных источниках; 2) цитаты и полулегендарные рассказы из адабной литературы; 3) миф-история о Зирьябе, ключевой фигуре андалусской культуры. Анализ механизма создания мифа на основе реконструкции биографии Зирьяба (по средневековым источникам) показывает, что процесс мифологизации исторических фактов является типологическим явлением, характерным как для Средневековья, так и для Древнего мира.

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

ИБРАГИМОВА СОНА ГУЛАМОВНА

В статье кратко исследуются особенности процесса развития музыкального профессионального образования в Азербайджане и рассматривается роль видных азербайджанских музыкантов-просветителей.

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПОЛИФОНИИ В ГИТАРНОЙ МУЗЫКЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО КЛАССИЦИЗМА

ГУРЬЯНОВА ЛАРИСА ВИКТОРОВНА

В статье рассматриваются вопросы, связаннные с процессами полифонизации гитарной музыки в эпоху западноевропейского классицизма. Примеры из произведений мастеров первой половины XIX века наглядно иллюстрируют картину органичной ассимиляции полифонических принципов музыкального письма в рамках гомофонно-гармонического стиля Нового времени.

ПОЭТИКА ВОКАЛЬНЫХ ЦИКЛОВ БЕНДЖАМИНА БРИТТЕНА

ВАСИЛЕНКО АНАСТАСИЯ АНДРЕЕВНА

Статья посвящена поэтике вокальных циклов английского композитора Б. Бриттена. Художник и общество, иллюзорное и реальное, ночь и сопряженные с ней мотивы сна являются важнейшими константами вокальной лирики музыканта. В работе рассматриваются различные концептуальные, драматургические, жанровые и стилевые реализации вербального текста в музыке.

САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУКА: МИФОЛОГИЯ, ФИЗИКА, МЕТАФИЗИКА

ШУРАНОВ ВИТАЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья посвящена сакрально-возвышенной природе музыки, берущей начало из двух источников: одухотворенного человеческого сознания и природно заданной красоты звука. Законы обертонального консонирования, пытливо осваиваемые человеком в теории и музыкальной практике, в процессе мифологического и научного познания мира, формируют, как указывается в исследовании, глубинную архиструктуру передачи возвышенных человеческих устремлений. Ее символическое присутствие как в ранних образцах музыки, так и более поздних, связывается с устойчивым обращением интонирующей мысли к одухотворенно-бытийственным идеалам.

ФАРС ФРАНЦА ШУБЕРТА «БРАТЬЯ-БЛИЗНЕЦЫ» И ВЕНСКИЙ ЗИНГШПИЛЬ

ПИЛИПЕНКО НИНА ВЛАДИМИРОВНА

В статье рассматривается одноактный фарс Франца Шуберта «Братья-близнецы» с точки зрения его принадлежности к традиции венского зингшпиля. Уточняются особенности и разновидности жанра, его местная специфика.

ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ В МУЗЫКЕ ХХ ВЕКА

КРАСНИКОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

В статье исследуется феномен художественного времени на материале творчества отечественных и зарубежных композиторов ХХ века. Акцент ставится на принципах временной организации музыкальной материи, которые рассматриваются сквозь призму фактуры.

ФУНКЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТОРИЧЕСКОЙ ФИГУРЫ CIRCULATIO В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ БАРОЧНОЙ МУЗЫКЕ

ФЕДОРОВСКАЯ Н.А.

Музыкально-риторическая фигура circulatio в барочных произведениях воплощает идею круга, создает зрительные ассоциации, связанные с круговым движением, усиливает выразительность поэтического текста, поясняет через подтекст идеи и образы произведений, способствует структурированию музыкального материала.

Содержимое этой страницы является частью Культура и культуроведение коллекции из eLIBRARY.
Если вам интересно узнать больше о возможностях доступа и подписки, вы можете оставить свой запрос ниже или связаться с нами по адресу eresources@mippbooks.com

Запрос

МУЗЫКОВЕДЕНИЕ

Content

Franz Schubert’s Farse «Die Zwillengsbrüder» and viennese singspiel

Pilipenko Nina V.

The article covers Schubert’s one-act farce «Die Zwillengsbrüder» as a part of Viennese Singspiel tradition. It gets more accurate information about features and types of this genre and its local specificity.

How myths about musicians were born: from the history of medieval Andalusia

Sergeeva Tatiana S.

In the paper the process of formation of myths about musicians, based on historical material on medieval Andalusia is considered. This data differ in degree of completeness: 1) hundreds of names (without facts) in written sources; 2) citations and semilegendary stories in adab literature; 3) myth-history about Ziryab, the key figure of Andalusian culture. The analysis of the creation mechanism of a myth on the basis of Ziryab’s biography reconstruction (on the medieval sources) shows that the process of mythologization of historic facts is the typological phenomenon which characterizes both the Middle Ages and the Ancient world.

Selected features of polyphonyin guitar music of western european classicism

Guryanova Larisa V.

The paper deals with the question of polyphonization of guitar music of Western European classicism. The examples from masterpieces of the first half of the nineteenth century illustrate organic assimilation of polyphonic principles of the musical writing within the limits of homophonic harmony style of the New Time.

The functions of music-rhetorical figure

Fedorovskaya Natalya A.

In the Baroque music, music-rhetorical figure circulatio realizes the idea of circle and creating the visual associations of circulation. The figure is also strengthening the expressiveness of text, interpreting ideas and images through subtext, promoting the structure of musical text.

The phenomenon of artistic time in 20th century music

Krasnikova Tatiana N.

The paper investigates the phenomenon of artistic time based on the creations of national and foreign composers of 20-th century. The emphasis is placed on the principles of musical matter considered through the lens of texture.

The poetics of Benjamin Britten’s vocal cycles

Vasilenko Anastasiya A.

The article is devoted to the poetics of vocal cycles of English composer Benjamin Britten. The artist and a society, illusory and real, night and the motives of dreams interfaced to it are the most important constants of the vocal lyrics of musician. This paper discusses the various conceptual, dramatic, genre and style implementation of verbal text of cycles in music.

The sacral space of music sound: mythology, physics, metaphysics

Shuranov Vitaly A.

The article is dedicated to the sacral-elevated nature of music, which rises from two sources: the inspired human consciousness and the naturally assigned beauty of sound. The laws of acoustic consonance, inquisitively learned by man in the theory and in the musical practice, in the mythological and scientific cognition of the world, shape the underlying structure, as it is indicated in the article, connected with high human aspirations. Its symbolic presence both in the early models of music and in later ones is connected with the steady turning of the intoning thought to the elevated ontological ideals.

To the problem of development of professional musical education in Azerbaijan

Ibragimova Sona G.

In the article the features of musical education process development in Azerbaijan are investigated shortly and the role of great Azerbaijan musician - enlighteners is uncovered.

This content is a part of the Cultural studies collection from eLIBRARY.
If you are interested to know more about access and subscription options, you are welcome to leave your request below or contact us by eresources@mippbooks.com

Request