МУЗЫКОВЕДЕНИЕ

  • Издатель Общество с ограниченной ответственностью Издательство Научтехлитиздат
  • Страна Россия
  • Ссылка https://elibrary.ru/title_about.asp?id=11987

Содержание

ЛАД И ГАРМОНИЯ В РОК-МУЗЫКЕ: К СООТНОШЕНИЮ МОДАЛЬНОГО И ТОНАЛЬНОГО

САВИЦКАЯ ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

Лад и гармония относятся к числу важных художественно-выразительных средств рок-музыки, несмотря на их кажущуюся простоту. Автор рассматривает модальность как основополагающую для рока систему ладогармонического мышления, связанную с плагальной спецификой блюзового ладозвукоряда, а также влиянием натуральных ладов. Признаки модальности могут возникать и как элементы стилизации при обращении рок-исполнителей к ладовым принципам музыки средневековья, Ars Nova и Возрождения. Западноевропейская функциональная тональность (классическая и расширенная) выступает для рока в качестве «вторичной» ладовой системы. Эволюция блюзового лада и влияние академической музыки ХХ века приводят к возникновению искусственных ладовых систем. Истоки ладового своеобразия и пути развития гармонии в рок-музыке выявляются в статье на основе таких ключевых стилей, как хард-рок (hard rock) и прогрессив-рок (progressive rock). Первый из них, будучи близок семантико-стилевому «ядру» рок-музыки, в целом придерживается «канонов» блюзового лада (хотя и с различными модификациями); второй же, находясь на стыке с академической музыкой, джазом и фольклором, дает множество интересных примеров усложнения и обогащения ладогармонического языка рок-музыки.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В. ФРЕНКЕЛЯ В КИТАЕ

ЮЙ ФАНЬ, КРОМ АННА ЕВГЕНЬЕВНА

Статья посвящена деятельности немецкого музыканта - композитора, исполнителя и педагога - Вольфганга Френкеля в Китае. В течение нескольких лет (с 1941 по 1947 годы) он преподавал композицию и все теоретические дисциплины в Шанхайской консерватории и воспитал целую плеяду китайских музыкантов-профессионалов. Опираясь на австро-немецкие традиции музыкального образования, Френкель не только «прошел» с китайскими студентами многовековой путь развития европейской культуры, но и познакомил их с новыми, актуальными явлениями в мире композиции: атональной музыкой и серийной техникой. В результате его учеником Сан Тоном были созданы первые в Китае атональные сочинения, обладавшие при этом китайским национальным колоритом.

«РУССКАЯ БЫЛЬ» КАТЕРИНО КАВОСА

МАКСИМОВА АЛЕКСАНДРА ЕВГЕНЬЕВНА

Статья посвящена исследованию документальных источников малоизвестного сочинения К.А. Кавоса - музыке к драме А.А. Шаховского «Сокол князя Ярослава Тверского, или Суженый на белом коне» (1823). Это произведение относит- ся к многочисленным музыкально-театральным опусам Кавоса на «русский» сюжет. Сохранившееся либретто позволяет не только восстановить сюжетную канву пьесы, определяемой Шаховским как «русская быль» (в основе древняя легенда о женитьбе Великого князя Ярослава), но и прояснить историю постановки спектакля, восстановить имена действующих лиц. Изучены нотные источники - репетитор и комплект оркестровых голосов. В результате восстановлено расположение музыкальных номеров в спектакле; выявлена опора на русский фольклорный тематизм, контрастный чуждой «янычарской» музыке, характеризующей противников князя. Обнаружена автоцитата: Кавос перенес в сочинение два крупных фрагмента из своей оперы на либретто Шаховского «Иван Сусанин» (1815). В статье уделено особое внимание балетной сцене в постановке Ш. Дидло, в которой разрешается конфликт русских воинов с «варварами» - татарскими богатырями и немецкими крестоносцами. Соединение либретто и нотных источников - первый шаг к реконструкции произведения.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В БУРЯТИИ И ТВОРЧЕСТВО А.А. ПРИБЫЛОВА

КЛЕПЧЕНКО АНАСТАСИЯ ВИКТОРОВНА

Актуальность исследования обусловлена тем, что в нем сделана попытка проанализировать русские народные музыкальные инструменты как область музыкальной жизни республики Бурятия. Цель работы - определить влияние русских народных инструментов на музыкальную жизнь Бурятии с последующим использованием материала в будущей «Истории музыкальной культуры Забайкалья». Отмечается, что появление русских народных музыкальных инструментов в Забайкалье связано с просветительской деятельностью ссыльных и декабристов. Мощным стимулом интереса к русским народным инструментам явилась деятельность выдающегося русского музыканта В.В. Андреева. Подчеркнуто влияние на профессиональное музыкальное образование в Бурятии открытой в 1929 году Музыкально-театральной студии. Отмечено важное событие для развития исполнительства на русских народных инструментах - организация в 1962 году кафедры народных инструментов в образовавшемся двумя годами ранее в Улан-Удэ Восточно-Сибирском институте культуры. Упомянуто об ансамбле народной музыки «Сибирский сувенир», создателем которого стал преподаватель В.В. Китов. Отмечена оригинальность коллектива «Забава», организованного Н. Осиповым. Охарактеризован ряд сочинений А.А. Прибылова, писавшего произведения для ансамбля и оркестра русских народных инструментов, инструментов-соло. Подчеркнуто, что к настоящему времени в республике функционирует ряд высокопрофессиональных оркестров русских народных инструментов, а также многочисленные любительские коллективы, куда регулярно поставляют новые кадры выпускников музыкальные учебные заведения Бурятии.

ТРЕТЬЯ СИМФОНИЯ А.П. БОРОДИНА: ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ.ЧАСТЬ I. (К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ КОНЧИНЫ А.П. БОРОДИНА)

ЛАТЫШЕВ НИКОЛАЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

Настоящая статья приурочена к памятной дате кончины А.П. Бородина и посвящена одному из двух незавершенных творений великого русского композитора - его Третьей симфонии. Работа является первой частью исследования, где рассмотрено это сочинение. В ней анализируются все авторские рукописные источники произведения, известные на настоящий момент, хранящиеся в отделах рукописей библиотеки Санкт-Петербургской Государственной Консерватории и Российской Национальной Библиотеки. По материалам документов изучаются части планировавшегося сочинения - первая часть, скерцо и финал. В статье исследуются: степень детальности проработки музыкального материала, особенности его письменной фиксации, корректировки и исправления, композиторские ремарки, касающиеся инструментовки. Учитывая, что во всех своих рукописях А.П. Бородин именует произведение как квартет, в работе поднимаются актуальные вопросы, связанные с наследием русского мастера. Первый - можно ли по сохранившимся манускриптам судить о симфоническом предназначении этого материала? Второй - является ли Третья симфония А.П. Бородина, подобно опере «Князь Игорь», произведением, сформировавшемся в «авторской версии», либо она, напротив, может восприниматься как целостный замысел лишь в редакции А.К. Глазунова?

ФРЕДЕРИК РЖЕВСКИ: К ПЕРИОДИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

ПЕТРОВ ВЛАДИСЛАВ ОЛЕГОВИЧ

Статья посвящена одному из лидеров музыкального авангарда ХХ - начала ХХI веков. Рассматривается периодизация творчества композитора сквозь призму основных достижений автора. Основной обзор опусов Ржевски представлен в контексте меняющихся эстетических взглядов композитора, а сами эстетические взгляды - в контексте общих черт постмодернистских тенденций, характеризующих указанное время.

Содержимое этой страницы является частью Культура и культуроведение коллекции из eLIBRARY.
Если вам интересно узнать больше о возможностях доступа и подписки, вы можете оставить свой запрос ниже или связаться с нами по адресу eresources@mippbooks.com

Запрос

МУЗЫКОВЕДЕНИЕ

Content

Frederick Rzewski. To periodization creative heritage

Petrov Vladislav Olegovich

The article is devoted to one of the leaders of the musical avant-garde of the XX - beginning of XXI centuries. Considered the periodization of the composer through the prism of the major achievements of the author. Basic overview opuses Rzewski presented through the prism of changing aesthetic views of the composer, and the aesthetic views of themselves - in the light of the common features of the postmodern world, characterizing the specified time.

Mode and harmony in rock music: to the ratio of modality and tonality

Savitskaya Elena Alexandrovna

Harmony and mode are important means of expression in rock music, despite their delusive simplicity and subordination to such elements of music language as sound and rhythm. In rock music, the mode approach is close to modality by its nature. On the one side, because of plagal specifics of blues scale, making grounds to many of rock forms (blues rock, hard rock), and second, of European folk music influences and Eastern music (India, Southeast Asia). On the other hand, modality sometimes points out a conscious turn to music forms of Middle-Ages and early Renaissance. Western-European functional tonality (classical and romantic) provides an «additional» modal system and being used, first, in pop rock and dance music, and second, in more complex examples, influenced by the legacy of classical music, for example in progressive rock. Evolving of blues scales and influences of contemporary music sometimes leads to "artificial scale systems". The ways of developing of mode and harmony thinking in rock music shows in the article on the basis of such key stylistic directions as hard rock and progressive rock. Hard rock tends more to the stylistic core of rock music and specifics of blues scale. Progressive rock gives many examples of strong complication and enrichment of harmony and mode thinking in rock music, connected with the influence of classical tradition, jazz and folk music.

Pedagogical activity of V. Fraenkel in China

Yu Fan, Krom Anna Evgenievna

The article is devoted to the activities of the German musician - composer, performer and teacher - Wolfgang Fraenkel in China. For several years (from 1941 to 1947), he taught composition and all theoretical disciplines at the Shanghai Conservatoire and brought up a whole galaxy of Chinese professional musicians. Based on the Austro-German traditions of music education, he not only “passed” with the Chinese students a centuries-old path of development of European culture, but also introduced them to the newest and most actual phenomena in the world of composition - atonal music and Twelve-tone technique. As a result, his first student, Sang Tong, created the first atonal compositions in China, which at the same time possessed Chinese national coloring.

«Russian true story» by Сaterino Сavos

Maximova Alexandra Evgenievna

The article is devoted to the study of documentary sources of the little-known work of C.A. Cavos - music to the drama ofA.A. Shakhovskoy «The Falcon of Prince Yaroslav of Tver, or the Prisoner on a White Horse» (1823). This work refers to the numerous musical and theatrical opuses of Cavos to the «Russian» plot. The surviving libretto allows not only to restore the plot of the play, defined by Shakhovskoy as «Russian true story» (based on the ancient legend of the marriage of Grand Duke Yaroslav), but also to clarify the history of the production of the play, to restore the names of the characters. The musical sources - a tutor and a set of orchestral voices - were studied. As a result, the location of musical numbers in the play was restored; revealed reliance on Russian folklore themes, contrasting with the alien «janissary» music that characterizes the opponents of the prince. Autocytata was found: Cavos transferred to this work two large fragments from his opera on the libretto by Shakhovskoy «Ivan Susanin» (1815). A significant place in the article is given to the ballet scene staged by Ch. Didlo, in which the conflict of Russian soldiers with «barbarians» - Tatar heroes and German crusaders is resolved. The combination of the libretto and musical sources is the first step to the reconstruction of the work.

The Russian national musical instruments in Buryatia and works of A.A. Pribylov

Klepchenko Anastasiya V.

The relevance of the study is conditioned in that it attempts to analyze the russian national musical instruments as a region of republic`s Buryatia musical life. The aim of this article is to define influence of the russian national instruments on the musical life of Buryatia to subsequent use of material in «The history of the musical culture of the Transbaikal». First of all the text says, that appearance of the russian national instruments in the Transbaikal is tied with elucidative activity of the exiles. Further the author indicates to activity of V.V. Andreev, the grate russian musician. The text says that opened in 1929 Musically-theatrical studio influenced on the professional musical education in Buryatia. Opened in 1962 the National Instrument`s Department in the East Siberian State Institute of culture is marked as important event for development playing on the russian national instruments. Then the text says about national music`s ensemble named «Siberian souvenir», created by teacher V.V. Kitov. Further the text touches upon the originality of collective named «Amusement», created by N. Osipov. The text deals with the characteristic of some pieces of music composed by A. Pribylov. The composer A. Pribylov writes his works for the orchestra of the russian national instruments, the ensemble and the instruments solo. In conclusion the author stresses, that professional orchestras of the russian national instruments, numerous amateur collectives function in republic to present tense. The graduating students of Buryatia`s educational institution replace regular this orchestras and collectives.

The third symphony by A.P. Borodin: textological aspects of research. Part 1(To the 130th anniversary of the death of A.P. Borodin)

Latyshev Nikolay Anatolyevich

The present paper commemorates the memorable date of death of A.P. Borodin and is dedicated to one of two unfinished works by great Russian composer - his third symphony. The article representing the first part of research devoted to this composition. The research examines all author`s hand-written sources of the work currently known, stored in the Manuscripts Department of the library at the Saint Petersburg State Сonservatory and Russian National Library. On the basis of the documents the parts of the prospective work are being analyzed - the first part, scherzo and final movement. The paper is concerned with the issue of how thoroughly developed the music material is, the character of its fixation and correction, composer’s remarks, which were also related to the instrumentation. Taking into account that in all manuscripts the work was named by A.P. Borodin as “quartet”, the paper brings up important questions regarding the heritage of the Russian composer. The first of them it is possible to identify the intended symphonic use of this material by examining the extant manuscripts. The second question is whether the third symphony by A.P. Borodin, like the opera “Prince Igor”, took its complete shape in the author’s version or, on the contrary, it can be perceived as an integral intention only in A.K. Glazunov’s revision.

This content is a part of the Cultural studies collection from eLIBRARY.
If you are interested to know more about access and subscription options, you are welcome to leave your request below or contact us by eresources@mippbooks.com

Request