МУЗЫКОВЕДЕНИЕ

  • Издатель Общество с ограниченной ответственностью Издательство Научтехлитиздат
  • Страна Россия
  • Ссылка https://elibrary.ru/title_about.asp?id=11987

Содержание

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ УДМУРТСКИХ КУБЫЗЧИ: АПАЙ СЯМЕН («ДЕВИЧЬЯ ПЛЯСОВАЯ»)

ПЧЕЛОВОДОВА ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА

В статье впервые предпринимается попытка понять принципы музыкального мышления удмуртских кубызчи - исполнителей на традиционном смычковом трехструнном инструменте кубыз. В основе исследования - сравнительный анализ одного наигрыша (Апайсямен «Девичья плясовая»), которыйбытуетв традиционной культуре завятских удмуртов одного ареала - в Балтасинском районе Республики Татарстан и Мари-Турекском районе Республики Марий Эл. Наигрыш функционирует как вокальное произведение в сопровождении кубыза или без него. Встречаются также чисто инструментальные версии напева в репертуаре всех кубызчи. В результате анализа выявлено, что инструментальные версии наигрыша Апай сямен имеют ярко выраженную инструментальную природу, причиной чему - отсутствие вокальной партии. Поэтический текст, имея четырехстиховую структуру, организует ритмическое начало. Отсутствие текста позволяет использовать ритмическую вариативность и смещать метрическую акцентуацию. Отличия сказываются и на композиционной структуре наигрыша. В инструментальной версии выпадает отрывок, выполняющий в песне роль припева. Общим остается восьмивременная основа. Впервые нами рассмотрены приемы игры и способы обхвата смычка кубызчи с точки зрения их влияния на разнообразное «прочтение» наигрыша в инструментальном музицировании.

КОМПОЗИЦИОННЫЕ И ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОПЕРЫ «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК» РОДИОНА ЩЕДРИНА

СИВЕРСКАЯ ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

В статье автор делится рядом наблюдений, касающихся драматургических принципов современного оперного театра, в том числе - принципа «зеркала». В центре внимания - опера Родиона Щедрина «Очарованный странник». Ее драматургическая концепция рассматривается в контексте творчества самого композитора, отмечаются стилистические приемы, характерные для музыкальнотеатральных произведений ХХ века: ретроспективный принцип изложения событий («ожившие воспоминания»), многоканальностьдействия, оркестровыеинтермеццокакобобщениеиитог, темброваядраматургия, прием«не-персонификации» и другие. Проводятся параллели между концептуальным решением опер Родиона Щедрина и музыкальным театром Игоря Стравинского. Особое внимание уделяется композиции оперы: ее стройной концентричной архитектонике, принципу зеркала, лежащему в ее основе. Отмечается характерное «подстраивание» жанра оперы под реалии современной концертной жизни. Автор подчеркивает важность духовной составляющей в сюжете данного произведения, в сочинениях Р. Щедрина 1990-х - 2000-х годов, а также актуальность подобных тем в искусстве новейшего времени.

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ БУКВЕННОЙ И ЦИФРОВОЙ ТАБУЛАТУРЫ ДЛЯ ФИКСАЦИИ КАРЕЛЬСКИХ И ФИНСКИХ МЕЛОДИЙ ЭЛИАСОМ ЛЁННРОТОМ

МОИСЕЕВА ВАЛЕНТИНА ИЛЬИНИЧНА

Статья посвящена уникальному явлению в европейской музыкальной культуре - использованию в XIX веке Элиасом Лённротом буквенной и цифровой системы записи нот. Элиас Лённрот - выдающийся финский лингвист, фольклорист, врач, профессор финского языка и литературы, создатель карело-финского эпоса «Калевала» и антологии лирических песен «Кантелетар». Однако его деятельность как музыканта-просветителя недостаточно хорошо известна. В ходе подготовки к изданию сборника народных песен для кантеле, Лённрот осознал необходимость использования табулатуры. К этому выбору привели его демократические устремления и идеи о развитии народного образования в Финляндии. Автор статьиподробноанализируетособенности, различияидостоинствадвухвидовтабулатур, прослеживаетдинамикуихмодернизации в трудах Элиаса Лённрота. Опираясь на авторитетные исследования финского ученого - музыковеда Хейкки Лайтинена, рукописные источники, хранящиеся в архивах Финского литературного общества (SKS) в Хельсинки, а также на собственные публикации, касающиеся темы исследования, автор пытается дать ответы на вопросы, ранее не рассматривавшиеся в отечественном музыкознании.

ОПЕРНЫЙ ФИНАЛ КАК МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА: LA SOLITA FORMA И ЕЕ МОДИФИКАЦИИ

ЛОГУНОВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

В статье рассматривается история становления большого финала как музыкально-драматической структуры с учетом теории «la solita forma», широко распространенной в современных зарубежных исследованиях. На базе «la solita forma», сформировавшейся в операх Дж. Россини, выявляются особенности итальянской и французской музыкальнотеатральных традиций, взаимодействие которых привело к органичному синтезу в поздних операх Дж. Верди.

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЖОНА КОРИЛЬЯНО

ПЕТРОВ ВЛАДИСЛАВ ОЛЕГОВИЧ

Статья посвящена проявлению одного из магистральных жанров современной музыкальной культуры - инструментального театра - в творчестве американского авангардиста Джона Корильяно. На примере таких сочинений, как «Променад-увертюра», «Топание», Третья симфония и Концерт для флейты с оркестром («Фантазии Крысолова») рассмотрены основные закономерности театрализации инструментального пространства при сценической реализации опусов - особая диспозиция инструментов в пространстве сцены, передвижения инструменталистов, использование психофизическихспособов привлечениявнимания публики (актерской игры), моделирование полноценного театральногоспектакля. При анализе Концерта для флейты с оркестром («Фантазии Крысолова») выделяются уровни сюжетной и сценической драматургии. Доказывается, что структура и форма, содержание и драматургия сочинений Корильяно непреодолимо зависят от сценического воплощения конкретной композиции, конкретного концепта. Их определяют внемузыкальные факторы. Музыкальный ряд в таком контексте взаимосвязан с театральным рядом, вместе с ним направлен на воссоздание авторской концепции, что предполагает сам по себе жанр инструментального театра.

«ТЕМА РАДОСТИ» В ТВОРЧЕСТВЕ СОФИИ ГУБАЙДУЛИНОЙ: К ВОПРОСУ О РЕЛИГИОЗНОЙ ПРОГРАММНОСТИ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЯХ КОМПОЗИТОРА (НА ПРИМЕРЕ СОНАТЫ «РАДУЙСЯ»)

МОСКВИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

Статья раскрывает один из аспектов понятия «религиозная идея» в творчестве Софии Губайдулиной (на примере сонаты для скрипки и виолончели «Радуйся»). Время, окоторомидетречь - начало 80-хгодов XX века - практическидесятилетиемотделеноот «религиозногобума» в советском и постсоветском пространстве, который случится в конце 80-х-90-е годы и который принято называть «новой сакральностью». Это позволяет рассматривать творчество Губайдулиной не то что бы вне контекста «sacra nova», но во многом параллельным ему (и его предвосхитившим). Исследовательское внимание сосредоточено на феномене «темы радости» в творчестве композитора, которая трактуется в соответствии с конфессиональным (православным) прочтением. Акцентделаетсянажанредвойнойсонаты, которыйпозволяет «сюжетно» трактоватьстраницыСвященногоПисания. К тому же, двойная жанровая природа сочинения: соната и инструментальная месса - «умножает» сакральную природу сочинения. Подробно анализируется один из ведущих приемов Губайдулиной в создании религиозных «сюжетов» - сакральная метафора. Ее многоуровневость и иерархичность позволяет композитору при видимой сюжетной конкретике оставаться в рамках «высокой» обобщенной программности.

Содержимое этой страницы является частью Культура и культуроведение коллекции из eLIBRARY.
Если вам интересно узнать больше о возможностях доступа и подписки, вы можете оставить свой запрос ниже или связаться с нами по адресу eresources@mippbooks.com

Запрос

МУЗЫКОВЕДЕНИЕ

Content

About using an alphabetic and fi gures tablature for fixing Karelian and Finnish melodies by Elias Lonnrot

Moiseeva Valentina Iljinichna

The article is devoted to a unique phenomenon in European music culture-using an alphabetic and figures system for recording notes in XIX century by Elias Lonnrot. Elias Lonnrot is an outstanding Finnish linguist, folklorist, doctor, Finnish language and literature professor, the creator of Finnish epos Kalevala and the anthology of lyrical songs Kantelar, but his work as a musician-educator is not well-known yet. During the preparation for the publication of the folk songs collection for kantele, Lonnrot realized the necessity of using a tablature. Democratic aspirations of national revival leader of Finland led to this choice. The author of the article anylises in detail the specialities, differences and values of two types of tablatures; follows the dynamic of their modernization in Elias Lonnrot’s work. The author tries to give the answers to the questions which have not been studied in patriotic musicology, using the authoritative researches by Finnish scientist-musicologist Heikki Laitinen, handwritten sources, which are kept in archives of Finnish Literature Society (SKS) and also leaning on own publications concerning the theme of the research.

Composition and dramaturgy principles of the opera «The Enchanted Wanderer» by Rodion Shchedrin

Siverskaya Tatiana Mikhailovna

In this article the author shares a number of observations concerning dramaturgy principles of modern opera theatre, including the principle of «mirror». Most attention is paid for Rodion Schedrin’s opera «The Enchanted Wanderer». The dramaturgy conception of this opera is considered in the context of the other works of the composer, notifying the stylistic devices which is character for the musical theatre works of the Twentieth century: a retrospective principle of narrative («revived memories»), multi-channel action, orchestral Intermezzo as a generalization of the result, timbre dramaturgy, non-personification and others. Parallels between the conceptual solution of operas by Rodion Shchedrin and musical theatre by Igor Stravinsky. A special attention is paid to the composition of the opera: it’s graceful concentric with the architectonics, the principle of the mirror behind it. Notes typical «adaptation» of the genre of opera under the realities of the modern concert life. The author emphasizes the importance of the spiritual component in the plot of this work, in the writings of R. Schedrin at 1990-2000s years, as well as the relevance of these themes in the art of modern times.

Opera Finale as Musical-dramatic Structure: La Solita Forma and it’s Modifications

Logunova Anastasia Alexandrovna

This paper is devoted to the history of a grand finale musical-dramatic form. Opera finales are considered through «la solita forma» theory, which has widespread use in modern European and American researches. «La solita forma», which was generated in G. Rossini’s operas, helps to reveal features of Italian and French traditions in XIX century opera. The interaction of these traditions culminates in G. Verdi’s late operas.

Theatricality of performing space in the works of John Corigliano

Petrov Vladislav Olegovich

The article is devoted to the display of one of the main genres of modern music culture - instrumental theater - in the work of the American avant-gardist John Corigliano. For example, such works as «Promenade Overture», «Stomping», Third Symphony and Concerto for Flute and Orchestra («Pied Piper Fantasy») the basic laws of theatrical space tool at the implementation stage opuses - a special disposition of the tool in space scene movement instrumentalists the use of psycho-physical ways to attract public attention (acting), modeling a full theatrical performance. In the analysis of the Concerto for Flute and Orchestra («Pied Piper Fantasy») levels allocated plot and stage drama. It is proved that the structure and form, content and dramaturgy works Corigliano irresistibly depend on the stage incarnation of a particular composition, a particular concept. They define the extra-musical factors. The musical number in this context is interconnected with the theatrical side, with it aims to recreate the author’s concept, which involves itself genre of instrumental theater.

The instrumental variants of the Udmurt kubyzchi: Apay Syamen («Maiden dance»)

Pchelovodova Irina Vyacheslavovna

For the first time the author makes an attempt to understand the principles of musical thinking of the Udmurt kubyzchi - performers on the traditional three-stringed bowed instrument kubyz. At the heart of the research there is a comparative analysis of a folk tune (Apay Syamen «Maiden dance»), which exists in the traditional culture of the Zavyatsky Udmurts - in Baltasinsky Region of the Republic of Tatarstan and Mari-Turek Region of the Republic of Mari El. The tune functions as a vocal composition accompanied by kubyz or without it. There are also instrumental versions of the tune in the repertoire of all kubyzchi. The analysis revealed that the instrumental versions of Apai Syamen have a distinct instrumental nature due to the lack of vocals. Poetic text of the four elements organizes rhythmic beginning. The absence of the text allows using rhythmic variation and shifting the metric accentuation. The differences also affect the composite structure of folk-tune. In the instrumental version the segment that performs the role of the song chorus falls out. Eight rhythmic segmentation of time remains general for all tunes. For the fi rst time the techniques of playing and ways of holding a bow from the point of view of their influence on a variety of «reading»: «reading» of melody in instrumental music is considered in the article.

«The theme of joy» in the creation of Sofi a Gubaidulina: the question of religious software in instrumental works of the composer (for example Sonata «Rejoice!»)

Moskvina Olga Alexandrovna

The article reveals one aspect of the concept of «religious idea» in the work of Sofia Gubaidulina (for example, the Sonata for Violin and Cello «Rejoice»). The time in question - the beginning of 80-ies of XX century - almost a decade separated from the «religious boom» in the Soviet and post-Soviet space, which will happen at the end of the 80s-90s, and which is called «a new sanctification». This allows us to consider Gubaidulina work is not something that would be outside the context of «sacra nova», but in many ways parallel to it (and anticipating). The research focuses on the phenomenon of «threads of joy» in the works of the composer, which is treated in accordance with denominational (Orthodox) reading. The emphasis is on a double sonata genre, which allows you to «plot» to interpret the pages of Scripture. In addition, the dual nature of the genre works: Sonata and instrumental mass - «multiplies» sacred nature of the work. Analyzed in detail one of the leading methods of Gubaidulina in the creation of religious «scenes» - a sacred metaphor. Its multi-level hierarchy and allows the composer the apparent plot specifics remain within the «high» of a generalized software.

This content is a part of the Cultural studies collection from eLIBRARY.
If you are interested to know more about access and subscription options, you are welcome to leave your request below or contact us by eresources@mippbooks.com

Request