• Издатель Общество с ограниченной ответственностью Издательство Научтехлитиздат
  • Страна Россия
  • Ссылка https://elibrary.ru/title_about.asp?id=11987

Содержание

"ВОСТОЧНОПРУССКИЙ БАХ" ГЕОРГ РИДЕЛЬ (1676-1738): НАХОДКИ "УТЕРЯННЫХ" ИСТОЧНИКОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

ШАБАЛИНА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА

Старший современник И. С. Баха, кенигсбергский композитор Георг Ридель относится в настоящее время к тем мастерам барокко, чье творческое наследие считается почти полностью утраченным. Современные биографические статьи содержат ссылки лишь на одно сохранившееся его сочинение - траурную кантату «Harmonische Freude frommer Seelen». Вместе с тем, начиная с исследований Германа Гютлера (1925), Ридель числится среди самых значительных композиторов Восточной Пруссии и даже называется «восточнопрусским» или «кенигсбергским Бахом». Рукописи и оригинальные публикации его произведенийболее двухсот лет хранились вКенигсберге, ново время Второй мировой войнывсе эти источники исчезли, и к настоящему времени нет никаких достоверных сведений об их местонахождении. К счастью, недавние находки в Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга выявили оригинальные печатные тексты ко многим утерянным вокальным сочинениям Риделя, а также издания, содержащие нотный материал его опусов (в виде партитур и исполнительских партий). Все относятся к старейшим фондам библиотеки, сформированным в конце XVIII - начале XIX веков. В статье анализируется ряд найденных источников и определяется их значение для наших знаний творчества кенигсбергского мастера. Показано, что находки радикально меняют сложившиеся представления о строгой приверженности композитора к старым формам немецкой музыки и отсутствии влияния новых тенденций на его творчество. В заключение делаются выводы, что петербургские открытия дают основания увидеть позицию Риделя в истории музыки в новом свете.

КАТЕГОРИИ МАКРОКОСМОСА И МИКРОМИРА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКЕ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

ДЕМЧЕНКО АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Пожалуй, самая глубинная из кардинальных сущностей отечественной музыки начала XX века состояла в движении к истокам бытия. Подразумевается художественное освоение корневой системы существования мира и человека, стремление проникнуть в изначальные пласты жизненной материи. Данный процесс получил самое разноплановое преломление. Возникшее устремление к субстанции извечной, даже вселенской c восхождением к категориям всеприродного и надвременнóго означало устремление к макрокосмосу. Один из путей постижения макрокосмоса пролегал через воплощение образов природы, которая начинает рассматриваться не только как фактор, сопутствующий жизни людей, но и как нечто самоценное, выходящееза рамки человеческого мира, что в пределе вело к пантеизму. Иная форма соприкосновений с макрокосмосом была связана с постижением надвременны´х категорий, что не раз происходило в лучших образцах духовной музыки, которая пережила в начале XX века свой ренессанс, а также в формах органного необарокко. С другой стороны, наблюдалось погружение в глубины микромира с выходом на уровень первичных, порой эмбриональных жизненных проявлений, и осуществлялось в том числе путем освоения сферы подсознания. Тенденции «макро» и «микро» представляются на первый взгляд прямо противоположными, однако между ними существовал определенный параллелизм. Наиболее показательный момент их сближения был связан с деструктивными процессами, которые были прямо иликосвенносвязанысвозвращениемкпраосновамбытия. Натой жепочвепроизрасталаистихийность - качество, присущее как микромиру, так и макрокосмосу, принадлежащее сфере изначального ввиду того, что являет собой идущее из недр природы и человеческой натуры.

ПЕТЕРБУРГСКИЕ ЛИЦЕДЕЙСТВА М.И. ГЛИНКИ

ФРОЛОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Великий русский композитор М.И. Глинка был воспитан Петербургом, находился с ним в постоянном диалоге, благодаря чему он сам и его творчество стало олицетворением так называемого «Петербургского текста» русской культуры. Представления об этом тексте выстраиваются по аналогии с выведенной В.Н. Топоровым концепцией «Петербургского текста русской литературы». Важнейшим проявлением данного «текста» выступает его повышенная театральность, склонность к лицедейству, доходящему до уровня ерничества. В статье рассматриваются условия формирования лицедейства во время обучения Глинки в Благородном пансионе и формы выражения модуса лицедейства в жизни, в особенности в виде воспроизведения модели лицедейства его пансионского наставника И.Е. Колмакова, в театральных розыгрышах в среде петербургского светской молодежи, компании кукольниковской «братии» и, наконец, в демонстративных эпатажах его последних дней жизни. В качестве иллюстрации к этим формам указываются примеры из современных Глинке карикатур художника Н.А. Степанова. В статье также затрагивается вопрос и об отражении лицедейской игры в его сочинениях: операх «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила», в «Камаринской», вокальном цикле «Прощание с Петербургом».

ПРИЗНАКИ ТРАДИЦИОННОГО ЭТИКЕТА В СТРУКТУРЕ СЕВЕРОКАВКАЗСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ПОЛИФОНИИ (НА МАТЕРИАЛЕ СОЛЬНО-ГРУППОВЫХ ПЕСНОПЕНИЙ АДЫГОВ, КАРАЧАЕВЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ)

ВИШНЕВСКАЯ ЛИЛИЯ АЛЕКСЕЕВНА

В традиционной жизни северокавказских народов большое значение приобрела культура этикета как форма самосохраненияи саморазвитияобщества. Черты культуры этикетапреломилисьвразных сферах художественного творчества, в том числе в народно-певческом искусстве. На материале сольно-групповых песнопений адыгов, карачаевцев и балкарцев впервые северокавказская вокальная полифония изучается сквозь призму универсалий традиционного этикета. Его признаки отмечаются на уровнях организации ансамблевого исполнения и структурно-функциональной иерархии голосовых партий, в контексте монолога и диалога как основных форм этикетного общения, на базе формул «приветствия» и «прощания», в свете жанровых особенностей песнопений. Исследование приводит к следующим выводам. Этикет как отражение менталитета и психологии северокавказских народов позволяет обосновать черты своеобразия и типологической близости вокальной полифонии в традициях разных северокавказских народов. Культура этикета предопределяет музыкальное мышление устойчиво-регламентированными категориями, структурную упорядоченность вокальной полифонии традиционных сольно-групповых песнопений адыгов, карачаевцев и балкарцев.

ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ДУЭТ КОМПОЗИТОРОВ

ДОЛИНСКАЯ ЕЛЕНА БОРИСОВНА

Статья рассматривает историю переписки двух композиторов - Эдисона Денисова и Сергея Слонимского. Письма музыкантов становятся важными документами истории русской музыки и в некоторой степени продолжают ценнейшие эпистолярные дуэты -Чайковского и Танеева, Рахманинова и Метнера, Прокофьева и Мясковского. Не все музыканты ведут дневник, нечастодневниковыезаписибываютопубликованы. Например, АльфредШнитке, которыйсамнеписалмемуаров, запечатлен в жанре интервью - с Александром Ивашкиным. Эдисон Денисов о себе рассказывает в Записных книжках, опубликованных В.С. Ценовой - издании для некоторых дискуссионном, так как записи композитора ориентированы на запечатления важныхфактов своей жизнии не всегда (всегда не) рассчитаны на широкуюпубликацию. Не ведет дневник и Слонимский, но у этого композитора-литератора существует ряд работ, где он не только описывает важные факты истории русской музыки, но и многое рассказывает о себе. В этом плане переписка шестидесятников только начинает свое движение к читателю. Ценно, что один из корреспондентов, Сергей Михайлович Слонимский стал участником публикации.

Содержимое этой страницы является частью Культура и культуроведение коллекции из eLIBRARY.
Если вам интересно узнать больше о возможностях доступа и подписки, вы можете оставить свой запрос ниже или связаться с нами по адресу eresources@mippbooks.com

Запрос

МУЗЫКОВЕДЕНИЕ

Content

Categories of macrocosm and microcosm in Russian music of the ХХ century

Demchenko Alexander I.

Perhaps the deepest of the cardinal essences of Russian music of the early XX century was the movement to the origins of life. It implies the artistic development of the root system of existence of the world and man, the desire to penetrate into the original layers of life matter. This process has received the most diverse refraction. The resulting aspiration to the eternal substance, even universal c climbing to the categories of natural and naturalnogo meant the aspiration to the macrocosm. One of the ways to comprehend the macrocosm was through the embodiment of images of nature, which begins to be considered not only as a factor accompanying people's lives, but also as something self-valuable, beyond the human world, which in the limit led to pantheism. A different form of contact with the macrocosm was associated with the comprehension of the above-time categories, which happened more than once in the best examples of spiritual music, which experienced its Renaissance at the beginning of the XX century, as well as in the forms of organ neo-Baroque. On the other hand, there was a dive into the depths of the microcosm with access to the level of primary, sometimes embryonic manifestations of life, and was carried out including through the development of the subconscious. At first glance, the trends of macro and micro seem to be directly opposite, but there was a certain parallelism between them. The most significant moment of their rapprochement was associated with destructive processes that were directly or indirectly related to the return to the primordial life. On the same soil and spontaneity grew-a quality inherent in both the microcosm and the macrocosm, belonging to the sphere of the original due to the fact that it is coming from the depths of nature and human nature.

"East Prussian Bach" Georg Riedel (1676-1738): Findings of "lost" sources in St. Petersburg

Shabalina Tatiana V.

The elder contemporary of J. S. Bach, Königsberg composer Georg Riedel belongs to those Baroque masters, whose works are considered almost completely lost. The modern articles contain references only to one his surviving work, the funeral cantata «Harmonische Freude frommer Seelen». However, starting from the research of Hermann Güttler (1925), Riedel is regarded as one of the most significant composers of East Prussia and named as «Ostpreußischer» or «Königsberger Bach». For more than two hundred years his manuscripts and original publications of his works had been kept in Königsberg. But since the World War II almost all these sources have disappeared and to date there is no information about their fate. Fortunately, recent findings at the National Library of Russia have revealed original printed texts for many vocal works by Riedel as well as original publications of his pieces in scores and parts. All of them belong to the oldest repository of the library compiled in the late 18th - early 19th centuries. The article contains analysis of the newly found sources and their significance for our knowledge of the work by the Königsberg master. It is demonstrated that a number of findings radically change the existing knowledge about Riedel's strict adherence to the old forms of German church music and absolute absence of influence of modern trends on his work. At the conclusion the role of Riedel in the history of music is shown in the new light.

Epistolary duo of composers

Dolinskaya Yelena B.

The article considers the history of correspondence of two composers - Edison Denisov and Sergey Slonimsky. Letters of musicians become important documents of the history of Russian music and to some extent continue the most valuable epistolary duets - Tchaikovsky and Taneyev, Rachmaninoff and Medtner, Prokofiev and Myaskovsky. Not all musicians keep a diary, not often diary records are published. For example, Alfred Schnittke, who did not write memoirs himself, was captured in an interview genre with Alexander Ivashkin. Edison Denisov speaks about himself in the Notebooks published by V.S. Tsenova - a publication for some people in a discussion, since the composer’s notes are focused on capturing important facts of his life and are not always (always not) meant for a wide publication. Slonimsky does not keep a diary, but this composer-writer has a number of works where he not only describes important facts of the history of Russian music, but also tells a lot about himself. In this regard, the correspondence of the sixties is just beginning its movement towards the reader. It is valuable that one of the correspondents, Sergey Mikhailovich Slonimsky, became a participant in the publication.

Features of Traditional Etiquette in the Structure of North Caucasian Vocal Polyphony

Vishnevskaya Liliya A.

The culture of etiquette has acquired a great prominence in the traditional life of North Caucasian peoples as a means of self-protection and self-development of the society. Features of the etiquette culture have been reflected in different spheres of creative work, in folk singing art among others. For the first time North Caucasian vocal polyphony is studied on the material of Adyghes’, Karachays’ and Balkars’ traditional solo and group songs from the perspective of universals of traditional etiquette. Its features are notable on the levels of ensemble performance arrangement and the structural and functional hierarchy of the voice parts, in the context of monologue and dialogue as the main forms of etiquette communication, on the basis of the etiquette formulas of "greeting" and "leave-taking", in the light of songs’ genre peculiarities. This research leads to the following conclusions. The etiquette as a reflection of the mentality and psychology of the North Caucasian peoples allows to explain the peculiarities and the typological affinity of the vocal polyphony in the traditions of different North Caucasian peoples. The culture of etiquette has predetermined the musical thinking by the set regularized categories, structural orderliness of the vocal polyphony of traditional solo and group songs of Adyghes, Karachays and Balkars.

M.I. Glinka''s Petersburg mummery

Frolov Sergey V.

The great Russian composer M.I. Glinka was raised by Petersburg, was with him in constant dialogue, thanks to which he and his work became the personification of the so-called "Petersburg text" of Russian culture. Representations about this text are built by analogy with the concept of the "Petersburg text of Russian literature, derived by V.N. Toporov. The most important manifestation of this "text" is his increased theatricality, his propensity for acting, which reaches the level of ernicism. The article discusses the conditions for the formation of hypocrisy by Glinka during training in the Noble Boarding School and the forms of manifestations of the modus operandi in life, especially in the form of imitation of the model of the acting of his boarding instructor I.E. Kolmakov, in theatrical rallies among Petersburg's secular youth, in the company of the Kukolnikovs "Brethren" and, fi nally, in the demonstrative epatage of the last days of life. As an illustration to these forms, examples from contemporary Glinka cartoons by N.A. Stepanov are indicated. At the same time, the issue of the reflection of the lucre in such works as the operas "Life for the Tsar", "Ruslan and Lyudmila", in the "Kamarinskaya", in the vocal cycle "Farewell to St. Petersburg" is also touched upon.

This content is a part of the Cultural studies collection from eLIBRARY.
If you are interested to know more about access and subscription options, you are welcome to leave your request below or contact us by eresources@mippbooks.com

Request