МУЗЫКОВЕДЕНИЕ

  • Издатель Общество с ограниченной ответственностью Издательство Научтехлитиздат
  • Страна Россия
  • Ссылка https://elibrary.ru/title_about.asp?id=11987

Содержание

АНТИЧНЫЕ СИЛУЭТЫ КАНДИНСКОГО, ГАРТМАНА И САХАРОВА

СВИРИДОВСКАЯ НИНА ДАВИДОВНА

Данная статья посвящена неизвестным театральным экспериментам на античные темы Кандинского, Гартмана и Сахарова. Рождение этого творческого триумвирата произошло в 1909 году в Мюнхене. Кандинского волновали вопросы театральной реформы, в лице Гартмана и Сахарова он нашел преданных единомышленников, способных воплотить заветную идею синтеза искусств.Обращение к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» представляется явлением симптоматичным для культурной ситуации начала ХХ века. Работа над композицией шла практически параллельно исканиям Дягилева и Фокина, однако была прервана. Античные образы также нашли отражение в дебюте Сахарова, который состоялся в Мюнхене в 1910 году. Музыку к этому выступлению написал Гартман. Сохранившийся черновик Сюиты на античные темы для струнного квартета и двух арф позволяет более полно представить спектр художественных устремлений авторов.

ИНТОНАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ АГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА (НА ПРИМЕРЕ НОКТЮРНА СИ МАЖОР СОЧ. 32 № 1 Ф. ШОПЕНА)

ДЯТЛОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Статья представляет собой исполнительский анализ Ноктюрна си мажор соч. 32 № 1 Ф. Шопена. Выбранный ракурс исследования - анализ музыкального текста с точки зрения исполнительской агогики позволяет решить проблему органичного исполнения пьесы. Эту проблему перед исполнителем ставят загадки текста Ноктюрна: кантилена темы регулярно прерывается паузами, исполнительские указания текста противостоят природе мелодики, материал коды тематически не связан с предшествующим материалом пьесы. В результате образная сфера пьесы не складывается в интонационное единство. Для того чтобы найти верный тон высказывания, естественность движения, органичность малейших замедлений и ускорений, временных сжатий и освобождений исследование обращается к общим характеристикам, как образной сферы пьесы, так и ее конструктивным решениям.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ПРИЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ВАРЬИРОВАНИЯ В ТРАДИЦИИ ИГРЫ НА РОЯЛЬНОЙ ГАРМОНИКЕ

ПЕТРОВА ЕСЕНИЯ МИХАЙЛОВНА

На современном этапе наигрыши на рояльной гармонике становятся наиболее показательным компонентом народной культуры Юга России: инструментальная музыка широко бытует в настоящее время, наигрыши передаются от мастеров старшего поколения начинающим гармонистам, занимают центральное место в системе жанров местной музыкальной традиции. Исполнителями на рояльных гармониках используются разнообразное варьирование, касающееся всех характеристик музыкальной формы: гармоническое, мелодическое, фактурное, ритмо-акцентное и композиционное. В изучаемой традиции проявляется взаимосвязь особенностей конструкции инструмента, техники и приемов игры на рояльной гармонике, которые определяют индивидуальный исполнительский стиль. Носителями традиции были созданы приемы игры, воспроизведение которых возможно только на рояльной гармонике в связи с ее оригинальной конструкцией.

МАСОНСКИЕ ИДЕИ В КЛАВИРНОМ КОНЦЕРТЕ ES-DUR KV 482 В.А. МОЦАРТА

ИВАНОВА ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА

Настоящая статья посвящена семантическому анализу клавирного концерта Es-dur KV 482 В.А. Моцарта. В музыкальном тексте произведения выявляются характерные масонские, риторические, авторские семантические фигуры, образные параллели c масонскими сочинениями композитора (кантатами, песнями, Масонской траурной музыкой, «Волшебной флейтой», инструментальными пьесами). Значения музыкальных тем раскрываются через контекст, связь интонационных элементов между собой. В статье последовательно прослеживается ход музыкальных событий в концерте, предлагается содержательная концепция каждой части, дается объяснение индивидуальному композиторскому решению формы. Итогом анализа служит обобщение художественного замысла всего цикла. По мнению автора статьи, генеральная идея клавирного концерта KV 482 заключена в движении «героя» от неведения через познание, осознание главных вопросов бытия к «новой жизни», озаренной искрой стремления к Божественному.

МУЗЫКА И РЕВОЛЮЦИЯ: ВЫБОРЫ УПРАВЛЯЮЩЕГО ОПЕРНОЙ ТРУППОЙ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА В 1917 ГОДУ

ГОРДЕЕВ ПЁТР НИКОЛАЕВИЧ

Статья посвящена уникальной избирательной кампании, проходившей в 1917 г. в Мариинском театре. После Февральской революции по стране прошла «демократическая волна», дошедшая и до бывших императорских театров, артисты которых впервые получили право избирать свое руководство. На пост управляющего оперной труппой претендовали несколько известных музыкантов. В конце концов, после двух месяцев раздумий, сопровождавшихся освещением кампании в прессе, труппа избрала своим руководителем Александра Зилоти - талантливого пианиста и дирижера, а также выдающегося антрепренера. В ходе «предвыборных дебатов» неоднократно ставился вопрос о соотношении в театральной жизни принципов коллективного самоуправления и единовластия главы театра. Второй из них, воплощаемый в личности и программе Зилоти, в итоге восторжествовал.

О КИЕВСКОМ РАСПЕВЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РУКОПИСНОЙ ТРАДИЦИИ XVII-XVIII ВЕКОВ

КУЗЬКИНА АНАСТАСИЯ ВИКТОРОВНА

В статье рассматриваются особенности бытования киевского распева на русской почве. Для этого привлекаются источники разного типа: Ирмологионы и Обиходы. В качестве основного метода используется сравнительный анализ. Он применяется на разных уровнях - с точки зрения кодикологии и относительно способов атрибуции, набора и внутренней организации песнопений. В результате выяснилось, что киевский распев неоднородно представлен в русской традиции. С одной стороны, имеется костяк песнопений, которые встречаются в большинстве рукописей и сходны по мелодическому облику. С другой стороны, различаются тип и место создания источников, варьируется количество, состав песнопений киевского распева, представленных в книге и способы самоназвания. Подобная неоднородность объясняется, вероятнее всего, устным бытованием песнопений киевского распева.

СМОЛЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ В КАЗАНИ

СТАРОСТИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА

СТРУКТУРНЫЕ И ИНТОНАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ТРАДИЦИОННОЙ ВОКАЛЬНОЙ ПОЛИФОНИИ КАРАЧАЕВЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ

ВИШНЕВСКАЯ ЛИЛИЯ АЛЕКСЕЕВНА

Статья посвящена мало исследованному национальному пласту северокавказской традиционной музыкальной культуры. Изучение интонационных особенностей сольно-групповых песнопений позволяет обосновать архаический «возраст» и структурную специфику вокального многоголосия карачаевцев и балкарцев. Объединяющим элементом вокальной полифонии самых разных песенных жанров выступает бурдон: структурная универсалия ранних форм многоголосия, родовой признак инструментального и вокального многоголосия тюркских народов. «Педаль» и остинато - основные выразительные свойства и структурные закономерности группового напева эжыу - выводят на новый уровень типологическое осмысление карачаево-балкарского бурдона: бурдон как «данность» и бурдон как «принцип». Интонирование на грани между речью и музыкой выделяет вокальную полифонию карачаевцев и балкарцев в качестве источника обнаружения признаков раннего фольклорного многоголосия. Наложение монодийного распева солиста и гармонической «педали» эжыу сформировало гомофонную специфику вокальной полифонии карачаевцев и балкарцев.

ТРАДИЦИОННЫЙ КАЗАХСКИЙ КЮЙ - ОСНОВА СИМФОНИЧЕСКОГО КЮЯ

АБДИНУРОВ АЛИБИ КУТТЫМБЕТОВИЧ

В статье речь идет о значении казахского традиционного инструментального жанра кюй в процессе становления профессиональной музыкальной культуры Казахстана в ХХ веке. Автор стремится проследить процесс интонационного воплощения казахских кюев и появление на этой основе нового жанра в творчестве профессиональных казахских композиторов - кюя симфонического. На основе изучения первого симфонического кюя Е. Рахмадиева «Дайрабай» (1961), установлена связь между одноименными домбровым и симфоническим кюями на интонационном, содержательном, композиционном уровнях. На основании анализа оркестровки сочинения Рахмадиева, а также привлечения программы устанавливается, что симфонический кюй это не просто переложение, оркестровка народного кюя, а авторское сочинение современного композитора на основе фольклорного первоисточника.

Содержимое этой страницы является частью Культура и культуроведение коллекции из eLIBRARY.
Если вам интересно узнать больше о возможностях доступа и подписки, вы можете оставить свой запрос ниже или связаться с нами по адресу eresources@mippbooks.com

Запрос

МУЗЫКОВЕДЕНИЕ

Content

About Kiev chant in domestic manuscript tradition of XVII-XVIII centuries

Kuzkina Anastasia V.

The article discusses the features of existence Kievan chant on Russian soil. For this purpose, sources involved in different types: Irmologiony and Obikhod. As the main method used by the comparative analysis. It is used at different levels - from the point of view on how to codicology and attribution, recruitment and internal organization of the hymns. As a result, it became clear that Kievan chant heterogeneously represented in the Russian tradition. On the one hand, there is the backbone of the chants, which are found in most manuscripts and similar in melodic shape. On the other hand, vary the type and place of creation sources, varies the amount of the Kievan chant psalms presented in the book and how to self-designation. Such heterogeneity is explained most likely orally domestic use Kievan chant psalms.

Antique silhouettes by Kandinsky, Hartmann and Sakharoff

Sviridovskaya Nina D.

This article discusses previously unknown classical themed theatre experiments by Kandinsky, Hartmann and Sakharoff. This triumvirate was born in 1909 in Munich. Kandinsky, thinking hard about reforming theatre finds in Harmann and Sakharoff devout fellow-thinkers, people who can bring to life ideals of a synthesis of arts.Interest in «Daphnis and Chloe» by Longus seems to be symptomatic for the cultural realities of beginning of XX century. Work on the project commenced roughly at the same time as that by Diagilev and Fokin but was halted. Classical antiquity theme also plays part in Sakharoff's debut in Munich, 1910. Music was provided by Hartmann. We can just about grasp the range of artistic ideals and values by those mentioned looking at the surviving draft of «Suite on Classical themes» featuring string quartet and two harps.

Intonational solutions of agogic problems of music text (the example of Shopin’s Nocturne B major op.32 № 1)

Dyatlov Dmitry A.

The article is a performing analysis of the Nocturne in B Major, op. 32 number 1 by Chopin. The selected angle of research is an analysis of musical texts from the perspective of performing agogics solves the problem of organic performance of the piece. This problem is posed to the performer by riddles of the text of the Nocturne: Cantilena of the theme regularly interrupted by pauses, performing instructions confront with the nature of melodic material, material of the Code is not associated with the nature of material of the piece. As a result, the figurative sphere of the piece is not drawn up into intonational unity. In order to find the right tone of utterance, organicity of the slightest moderation and acceleration, time compression and exemptions the study refers to the general characteristics such as figurative sphere of the piece, and its structural solutions.

Masonic ideas in clavier concert Es-dur KV 482 W.A. Mozart

Ivanova Yelena L.

This article focuses on semantic analysis of clavier concertо Es-dur KV 482 W.A. Mozart. In the musical text of the work identified characteristic Masonic, rhetorical, copyrights semantic figures shaped parallels with Masonic composer’s works (cantatas, songs, Masonic Funeral Music, “The Magic Flute “, instrumental pieces). Values musical themes are revealed through the context connection intonation elements together. The article traced consistently move in concert music events, offered meaningful concept of each part, explains the individual composer’s decision forms. The result of the analysis is a generalization of all the artistic design cycle. According to the author, the general idea of clavier concertо KV 482 is enclosed in a movement of the “hero” of ignorance through knowledge, awareness of the major issues being a “new life”, illuminated by the divine spark of desire.

Music and revolution: the election of the manager of the opera troupe of the Mariinsky theatre in 1917

Gordeev Petr N.

The article is devoted to a unique election campaign, held in 1917 at the Mariinsky theatre. After the February Revolution in Russia was held “democratic wave” that reached up to the former Imperial theaters, who’s artists first gained the right to elect their leadership. Several famous musicians applied for the position of the opera troupe’s chief. In the end, after the two months of profound thinking, accompanied reporting of the campaign in press, the troupe chose Alexander Ziloti - a talented pianist and conductor, as well as an outstanding entrepreneur - as its leader. During the “electoral debates” the question of the relationship between the theatrical life of the principles of collective self-government and autocracy of the head of theater was repeatedly raised. The second of them, embodied in the personality and the program of Ziloti, eventually triumphed.

Performing techniques and principles of variation in the tradition of playing the piano harmonica

Petrova Eseniya M.

Nowadays the playacting on the piano harmonica is becoming the most revealing part of the people’s culture of the South Russia: the instrumental music is wide spread currently, the tunes are adopted by the newcomers from experienced folk artists, they take the central place in the genres system of the local musical tradition. The performers on the piano harmonicas use different principles of variation concerning all of the musical form characteristics: harmonic, melodic, textured, rhythm and accent and compositional variation. The interrelation of the instrument construction features, the techniques and ways of playing the piano harmonica, that determine the individual performer’s style, comes out in the studied tradition. The tradition mediums invented the ways of playing that can be performed only on the piano harmonica thanks to it construction.

Structural and Intonation Foundations of Karachay and Balkar Traditional Vocal Polyphony

Vishnevskaya Liliya A.

The article is dedicated to the understudied layer of North Caucasus traditional music culture. A research of intonation peculiarities of solo and group songs allows to prove the archaic ‘age’ and the specific structure of the vocal polyphony of Karachays and Balkars. An element that unites vocal polyphony of different song genres is drone: a structural universal of early forms of polyphony, a generic indicator of instrumental and vocal polyphony of Turkic peoples. ‘Drone’ and ostinato - the main expressive characteristics and structural principles of a group tune ezhyu - bring the typological understanding of Karachay and Balkar drone on a new level: drone as an «entity» and drone as a «principle». Intoning on the verge between speech and music singles out the vocal polyphony of Karachays and Balkars as a source of features of early folk polyphony. The overlapping of the monodic tune of the soloist and the harmonic ‘drone’ ezhyu has formed a homophone specifics of Karachay and Balkar vocal polyphony.

Traditional kazakh kui - basis symphony kui

Abdinurov Alibi Kuttymbetovich

In this article we are talking about the importance of the kazakh traditional instrumental genre kui in the process of becoming a professional musical culture of Kazakhstan in the twentieth century. The author seeks to trace the process of realization of the kazakh kuis intonation and appearance on this basis, a new genre in the work of professional kazakh composers - symphony kui. Based on the study of the first symphony kui by E. Rahmadiev «Dairabai» (1961), established between kui for dombra and eponymous symphony kui on intonation, meaningful, composite levels. Based on the analysis of orchestration Rakhmadiyevs writing, as well as attracting the program establishes that the symphony is not just kui arrangement, orchestration of popular kui, and author of works by contemporary composer based on folklore source.

СМОЛЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ В КАЗАНИ

СТАРОСТИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА

This content is a part of the Cultural studies collection from eLIBRARY.
If you are interested to know more about access and subscription options, you are welcome to leave your request below or contact us by eresources@mippbooks.com

Request