МУЗЫКОВЕДЕНИЕ

  • Издатель Общество с ограниченной ответственностью Издательство Научтехлитиздат
  • Страна Россия
  • Ссылка https://elibrary.ru/title_about.asp?id=11987

Содержание

ИДЕИ ПОЭТИКИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII СТОЛЕТИЯ И ТВОРЧЕСТВО Г. Ф. ТЕЛЕМАНА (1681-1767)

НИКИФОРОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

ВданнойстатьеличностьГ. Ф. Телемана, атакжеосновополагающиеэстетическиекатегорииеготворчества, отраженные в автобиографических текстах, документах эпистолярного наследия и поэтических сочинениях, рассмотрены в контексте ведущих поэтологических идей первой половины XVIII века. Таковые связаны, прежде всего, с культивированием чувства (поэтикаК. Вайзе, К. Ф. Гунольда), обращениемкприродекакисточникуистинныхзнаний (рассужденияИ. Г. Мейстера, Ш. Баттё и др.), дальнейшим развитием типично барочных принципов остроумного замысла и стремлением к синтезу искусств для углубления выразительных свойств аффекта (поэтика Б. Г. Брокеса). Проявление одной из концепций - остроумия - в музыкальном творчестве Телемана прослежено на примере комической кантаты «Школьный учитель».

МОСКОВСКАЯ НАХОДКА: ОТКРЫТИЕ ИСТОЧНИКА ABENDMUSIK БУКСТЕХУДЕ 1692 ГОДА

ШАБАЛИНА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА

Статья посвящена находке неизвестного ранее оригинального печатного текста «Вечерней музыки» Дитриха Букстехуде 1692 года. Либретто обнаружено в Музее книги Российской государственной библиотеки и в октябре 2016 года представлено на заседании Международного общества Букстехуде в Любеке. В статье подчеркивается, что этот источник является единственным на сегодняшний день оригинальным печатным либретто Abendmusik Букстехуде на пять воскресений. Хотя музыкальныйматериалнесохранился, изучениенайденноготекста даетвозможностьустановить, каковыбыли композиция такой «Вечерней музыки», особенности чередования сочинений, их форма, поэтический язык и содержание. Вопреки утвердившейся современной концепции Abendmusik Букстехуде как «пятичастнойоратории с немецкими текстами на библейский сюжет» показано, что либретто имеет иную структуру (не соответствующую ораториальному жанру), отличается смешением немецких и латинских текстов, взятых из разных книг и глав Библии. Вместе с тем анализ текста позволяет выявить взаимосвязь различных частей произведения на уровне общей идеи. Помимо того, либретто содержитважные сведения об их вокальноми инструментальном составе, исполнительских средствах. В завершении исследования сделаны выводы, что, являясь единственным сохранившимся в мире экземпляром, данный источник добавляет к списку сочинений композитора еще одну Abendmusik, состоявшую из неизвестных ранее произведений, и обогащает - а врядеаспектовсущественноменяет - сложившиесяпредставленияобуникальномжанре, разработанномДитрихомБукстехуде, разнообразии заключенных в нем композиционных идей и форм.

МУЗЫКА КИНО: НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И МИРОВОМ ИСКУССТВОВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОДХОДОВ АМЕРИКАНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ И СОВЕТСКО-РОССИЙСКОЙ ШКОЛ)

ЕГОРОВА ТАТЬЯНА КОНСТАНТИНОВНА

Встатьепредпринятапопыткаанализанаправлений, покоторымдвижетсяисследованиеоднойизлюбопытныхиперспективных проблем современного искусствознания, находящейся в буферной зоне двух искусств: музыки и кинематографа. При повышенном внимании к данной проблематике со стороны ученых разных искусствоведческих специализаций, которое особенно усилилось с началом нового столетия, при ее рассмотрении удалось выявить интересные детали, связанные как с наличием моментов пересечения, так и дистанцирования подходов к исследованию феномена музыки кино. В целом можно признать, что развитие двух определяющих научный статус проблемы американо-европейской и советско-российской школ в известной степени отражает реальное состояние и художественные, а также общественносоциальные достижения кинематографа, в котором музыка играет важную роль.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ МИРА В НАУЧНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЖ.К. МИХАЙЛОВА (К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

ЮНУСОВА ВИОЛЕТТА НИКОЛАЕВНА, АЛПАТОВА АНГЕЛИНА СЕРГЕЕВНА

Статья посвящена анализу разносторонней научной и педагогической деятельности Дживани Константиновича Михайлова (1938-1995) - известного композитора, музыковеда, основателя направления «Музыкальные культуры мира» в советском и российском музыковедении и музыкальном образовании. Одной из главных задач статьи является рассмотрение организационной деятельности Дж.К. Михайлова и представителей созданного им направления «Музыкальные культуры мира» по формированию одноименных кабинета, сектора, лаборатории и кафедры в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (1984-1995). Представлены основные научные положения, которые были разработаны Дж.К. Михайловым и его последователями и составили основу курсов лекций «Музыка стран Азии и Африки», «Музыкальные культуры мира», использовались во время подготовки диссертационных исследований, выполненных под его руководством. Особое внимание в статье уделено оригинальной концепции Дж.К. Михайлова, получившей развитие в рамках музыкальной культурологии и музыкального востоковедения. Из комплекса разработанной им научной методологии выделены регионально-цивилизационный подход и связанные с ним регионирование музыкальной культуры («музыкальный глобус»), системные методы исследования музыкальной культуры и музыкально-культурной традиции. В статье приводятсявысказыванияученогопопроблемамтрадиционноймузыкиикультуры, атакжеизлагаютсявзглядыДж.К. Михайлова на феномен звука в контексте этнической музыки разных регионов мира.

"ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ" В КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЯХ ЮРИЯ ВОРОНЦОВА (ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ XXI ВЕКА)

ЧЕРНЯЕВА АЛЛА ЛЕОНИДОВНА

В статье рассматривается феномен «имени» музыкального сочинения в контексте современной отечественной музыки. Обозначенная проблема локализована на камерно-инструментальных опусах московского композитора Юрия Воронцова. Сочинения, представленные в статье, созданы в конце XX века и в первом десятилетии XXI века и обладают единойстилевойконстантой. Книмотносятся - «Con amore», «Реинкарнация», «Сириус», «Амулет», «Микрокосмос», «Status quo». Особый подход автора к названию камерно-инструментальных опусов подтверждает не только доминирование идеи концептуализма, но и обострение процесса музыкального смыслообразования. Многомерная символика «имени», присваиваемого новому опусу, влечет за собой расслоение смыслового поля сочинения и, соответственно, возможность индивидуализированной интерпретации авторского замысла. «Имя» сочинения является своеобразной предкомпозиционной структурой и становится отправной точкой в диалоге композитора со слушателем.

Содержимое этой страницы является частью Культура и культуроведение коллекции из eLIBRARY.
Если вам интересно узнать больше о возможностях доступа и подписки, вы можете оставить свой запрос ниже или связаться с нами по адресу eresources@mippbooks.com

Запрос

МУЗЫКОВЕДЕНИЕ

Content

Film Music: the research trends in national and world history of art (on the example of studying the approaches of European-American and Soviet-Russian schools)

Egorova Tatyana K.

In article attempt of the analysis of the directions the study of one of the most interesting and perspective problems of modern art, located in the buffer zone of the two arts: music and cinema. With the increased attention to this issue by scientists with different specializations in art, especially intensified with the beginning of the new century, in its review was able to identify interesting details associated with the presence of the points of intersection, and the distancing of the approaches to the study of the phenomenon of film music. In General, it is possible to recognize that the development of the two defining the scientifi c status of the problem of European-American and Soviet-Russian schools to a certain extent reflects the real state and art, and social achievements of cinema, in which music plays an important role.

Moscow Finding: A Discovery of a Source of the Abendmusik 1692 by Buxtehude

Shabalina Tatiana V.

The article is devoted to finding of a hitherto unknown printed text of the Abendmusik 1692 by Dieterich Buxtehude. The libretto was found at the Museum of a Book of the Russian State Library and in October 2016 was presented at the Meeting of the International Buxtehude-Society in Lübeck. The article demonstrates that the newly found source is the sole original printed libretto of Buxtehude's Abendmusik for five Sundays. Although its musical material did not survive, the study of the discovered text gives information about the composition of the Abendmusik, peculiarities of succession of its works, their forms, poetical language and content. It is shown that contrary to the modern conception of the Abendmusik by Buxtehude as «an oratorio in five parts with German texts on the Biblical subject» the libretto has another structure (and does not correspond to the oratorio genre), as well as contains a mixture of German and Latin texts taken from different books and chapters of the Bible. However the analysis of the text provides new insights into relation of different parts of the Abendmusik at the level of its general idea. Besides it is demonstrated that the libretto gives important information about a vocal and instrumental cast of the works and their performing means. At the conclusion of the research it is drawn that, being the sole existing copy, the newly found source adds one more Abendmusik with a number of unknown pieces to the list of works by the composer and enriches (in some aspects essentially changes) our knowledge of the unique genre elaborated by Dieterich Buxtehude with the diversity of its compositional ideas and forms.

"Philosophy of the Name" in chamber-instrumental compositions of Yury Vorontsov (the first decade of XXI century)

Chernyaeva Alla L.

In the article the author considers the phenomenon of «the name» of a composition in the context of contemporary domestic music. The designated problem is localized and took up in connection with the chamber-instrumental opuses of a Moscow composer Yury Vorontsov. The compositions represented in the article were written in the end of the XX century and the first decade of the XXI century and posses the common stylistic constant. Among them can be mentioned «Con amore», «Reincarnation», «Sirius», «Amulet», «Microcosmos», «Status quo». A specific author’s approach to the process titling of the chamber-instrumental opuses proves not only the domination of the idea of conceptualism, but intensification of the process of musical sense-making. The multimentional symbolics of «the name», which is assigned to the new opus, causes the process of splitting of the sense-bearing field of the composition and, respectively, a possibility of individualized interpretation of the author's conception. "The name» of a composition is a peculiar precompositional structure and becomes a starting point in the dialogue between a composer and their listener.

The Poetological Ideas in The Early 18th Century and The Oeuvre of G. Ph. Telemann (1681-1767)

Nikiforov Sergey N.

In this article G. Ph. Telemann’s personality and his main aesthetic categories are discussed in context of the principal poetological ideas in the first half of 18th centurу. These are connected with the cult of sense (poetics of Ch. Weise, Ch. F. Hunold), reflection about the nature (the opinions of J. G. Meister, Ch. Batteux), development of the concept of the shrewd intention and art-synthesis (poetics of B. H. Brockes). The idea of the shrewd intention is detected on the example of cantata "Der Schulmeister".

World Musical Culture in Scientific and Pedagogical Activity of G.K. Mikhaylov (on occasion of his 80

Yunusova Violetta N., Alpatova Angelina S.

Article is devoted to the analysis of scientific and pedagogical activity of Givani Konstantinovich Mikhaylov (1938-1995), who was the famous composer, musicologist, founder of the World musical cultures direction in Soviet and Russian musicology and musical education. His and his disciples and followers organizational work on foundation of cabinet, sector, laboratory, study group and World Musical Culture Department in the P.I. Tchaikovsky Moscow State Conservatory (1984-1995) is considered. The main scientific positions which were developed by G.K. Mikhailov and his followers were used as a basis of lectures courses "Music of the of Asian and African countries", "World Musical Cultures" and dissertations carried out under his leadership. Particular attention is paid to analysis of original concept by G.K. Mikhailov, which was developed in musical cultural and musical oriental studies. It was complex of the scientific methodology including regional-civilizational approach, regionalization of musical culture ("musical globe"), system methods for studying musical culture and the musical and cultural traditions. Article contains the statements of G.K. Mikhailov on traditional music and culture problems as well as his views on sound phenomenon in a context of ethnic music of different regions of the world.

This content is a part of the Cultural studies collection from eLIBRARY.
If you are interested to know more about access and subscription options, you are welcome to leave your request below or contact us by eresources@mippbooks.com

Request