ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

2588-0047

  • Издатель Федеральное государственное бюджетное учреждение Российская государственная библиотека
  • Страна Россия
  • Ссылка https://elibrary.ru/title_about.asp?id=25173

Содержание

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ И ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ЕЕ СОЗДАНИЯ

БЕЛЕНЬКИЙ ЛЕОНИД ПЕТРОВИЧ

Предложено системное описание авторской песни — феномена русской культуры второй половины XX века. Базисом для исследования послужил общий для отечественных бардов метод создания авторских песен, обозначенный как «устное авторское песенное творчество». Результатом стало обоснование срединного места авторской песни в структуре художественной культуры между профессиональным искусством и фольклором и принадлежности этих песен к современному синкретическому искусству.

АКТУАЛЬНОСТЬ БУДДИЙСКОГО ИСКУССТВА

АЛЕКСЕЕВ-АПРАКСИН АНАТОЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ

Проведенный культурологический анализ ряда художественных практик и представлений Востока и Запада показал, что в ситуации глобальной культурной диффузии буддийское искусство оказывается важным для современного мира не столько в логике поиска и обнаружения новых имен, фигураций, сюжетных или методических обогащений, но прежде всего мировоззренчески.

АРХИТЕКТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКИХ ЭМИГРАНТОВ В БЕЛГРАДЕ В 1920-1930-Е ГГ

ФОМЕНКО СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА

В статье исследуется художественный вклад в югославскую архитектуру русских архитекторов-эмигрантов, вынужденных покинуть Россию в 1919—1921 годах.

«ДАВАЙТЕ ПЕРЕПИСЫВАТЬСЯ С АМЕРИКАНСКОЮ БЫСТРОТОЮ...»

ГУРЕВИЧ ЕВГЕНИЯ ЛЬВОВНА

Рецензия на первую в России публикацию избранной переписки Василия Ильича Сафонова — выдающегося музыканта, пианиста, дирижера и общественного деятеля российской культуры рубежа XIX—XX веков.

ДИАЛОГ КУЛЬТУР И БУДДИЗМ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ НА РУБЕЖЕ ХIХ—ХХ ВЕКОВ

КОЛЕСНИКОВ АНАТОЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ, СТРИЖАК ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА

Рассматриваются проблемы, связанные с распространением буддизма в Бурятии и Калмыкии и с деятельностью Э.Э. Ухтомского на рубеже XIX — ХХ столетий в области диалога культур.Deals with some problems concerning the dissemination of Buddhism in Buryatia and Kalmykia and the activity of prince E.E. Ukhtomsky. The topic is of a great importance for the research of the dialogue of cultures at the end of the XIX and the beginning of the XX centuries.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ: ОПЫТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА

САВИЦКАЯ ТАТЬЯНА ЕВГЕНЬЕВНА

Предпринят опыт культурологического анализа компьютерных игр — уникального феномена, противоречивым образом сочетающего авангардную технологическую базу и глубокую психическую архаику. Компьютерные игры рассматриваются как фрагмент глобальной массовой культуры; анализируется социально­культурный контекст возникновения и развития данного явления; уделяется внимание рассмотрению компьютерных игр как новой культурно­антропологической стратегии.

КОНФИГУРАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СУБКУЛЬТУР В ПРОСТРАНСТВЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

ЮДИНА ВЕРА ИВАНОВНА

Статья посвящена сравнительному анализу развития двух основных пластов древнерусской музыки — народно­песенного и церковно-певческого искусства. Основное внимание уделено культурологическим аспектам пространственной геодинамики музыкальной культуры Древней Руси как системы региональных художественных субкультур.

КУЛЬТУРА АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА

ДУБИНА ВЕРА СЕРГЕЕВНА

Учебно-методический комплекс для бакалавриата по направлению 033000 — Культурология. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с эффективной работой над письменным текстом.

КУЛЬТУРА КАК СУПРАИНДИВИДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕГУЛЯЦИИ

ПЛЕБАНЕК ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА

Рассматривается проблема ввода психики, сознания и культуры в более общую метасистему. В предлагаемой концепции универсальной эволюции неживая материя, живая материя, нервно-психические системы, сознание и культура выстраиваются в строгую иерархическую последовательность систем универсума и объединяются в метасистемном понятии систем регуляции и самоорганизации.

НАБРОСКИ К ПОСТРОЕНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КАРТИНЫ МИРА В ГРАНИЦАХ КУЛЬТУРОЛОГИИ

ФЛИЕР АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ

Статья посвящена описанию возможностей модели построения систематизированной социокульткрной картины мира в рамках комплекса проблемных полей, актуальных для культурологии; рассматривается возможный вариант моделирования структуры наблюдаемой социальной реальности, описания ее динамики и социально значимых результатов этой динамики.

НАРКОТИК ПОД НАЗВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ

ЗАДОРОЖНАЯ ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Изложение рецензии обозревателя немецкого еженедельника «Цайт» Адама Собочински на книгу известного немецкого публициста Франка Ширмахера «Payback», вышедшую в свет осенью 2009 года и посвященную проблеме влияния компьютерных технологий на жизнь человека.

НОЧЬ КАК РЕЗЕРВ ИНФОРМАЦИИ

САЛЬНИКОВА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА

Исследуются восприятие и использование ночного времени в процессе человеческой жизнедеятельности. Определяются особенности современного отношения к ночи, ночному освещению, восприятию вселенского пространства. Проводятся аналогии между функциями ночного периода суток и виртуальной реальности интернета. Анализируются трансформации христианской идеи божественного контроля за земной жизнью, изменения представлений о свете и тьме в Новое время.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РОМАН: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ

ШАРИФОВ МЕХТИ ШАМАТОВИЧ

Рассматриваются вопросы, связанные с жанровой природой политического романа. Анализируются дискурсы, в рамках которых политический роман считается отдельным жанром или же, наоборот, за термином «политический роман» не признается наличие собственного содержания. Формулируется авторское понятие политического романа.

ПОСТ-ОПУС КАК ПРОЕКТ: ВЛАДИМИР МАРТЫНОВ

КАТУНЯН МАРГАРИТА ИВАНОВНА

Анализируется понятие opus posth в его связи с идеей «конца времени композиторов» — философской концепцией и творческой стратегией Владимира Мартынова. На конкретных произведениях показаны различные проявления пост-опусного творчества: открытость границ (открытый проект), вариативность презентации, превалирование концепта над материалом, контекста над текстом, новый синкретизм, экзистенциальная значимость, поиск новой ситуации и др.

ПОТРЕБЛЕНИЕ КАК МОДЕЛЬ ОПИСАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ

ЗВЕРЕВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА

В контексте процессов коммодификации и «трансформации интимности» анализируются гендерные репрезентации в современной массовой культуре. В центре внимания — использование метафоры «потребление» при описании гендерных отношений в текстах масс-медиа. Анализ конструирования образов мужчины и женщины в современных масс-медиа позволяет сделать вывод о том, что отношения между людьми в «обществе потребления» все в большей степени осмысляются в соответствии с моделью и метафорой потребления.

ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛА В СОЦИОЛОГИИ П.И. НОВГОРОДЦЕВА, Б.П. ВЫШЕСЛАВЦЕВА, И.А. ИЛЬИНА И Н.Н. АЛЕКСЕЕВА

ЦАРЬКОВ ПЁТР ЕВГЕНЬЕВИЧ

Рассматриваются взгляды российского социолога Павла Ивановича Новгородцева и его учеников на проблему общественных идеалов в контексте их практической достижимости.

РЕЦЕПЦИЯ БРИТАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ НА РУССКОЙ ПОЧВЕ В XVIII—XIX ВВ

МИЛЮТИН ЮРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

Предпринят анализ рецепции британской философии XVIII — XIX веков. в российской интеллектуальной среде. Выявляются причины того, что русская философская мысль XVIII — первой половины XIX в. находилась преимущественно под влиянием немецкой спекулятивной метафизики. Следствием этого были весьма непростые, порой драматические, взаимоотношения между российскими приверженцами традиций германской метафизики и британского эмпиризма.

РУССКИЕ ФРАГМЕНТЫ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ СТЕНДАЛЯ, ИЛИ ФРАНЦУЗЫ И РУССКИЕ В 1812 ГОДУ

НАУМЕНКО ВАЛЕНТИНА ГЕОРГИЕВНА

Статья, основанная на изучении Дневника и переписки А. Бейля, раскрывает образ России, Москвы и Европы в сознании добровольца наполеоновского похода в Россию.

САЛОННАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ XVIII—XIX ВЕКОВ

ПАЛИЙ ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Автор предпринимает попытку рассмотреть салонную культуру России XVIII—XIX веков как целостный культурный феномен и создать классификацию российских салонов этого времени. Рассматриваются особенности салонов И.И. Шувалова, Е.М. Хитрово, М.Ю. Виельгорского.

СТЕРЕОСКОПИЧНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ КОСТЮМА

ЛИПСКАЯ ВЛАДА МИХАЙЛОВНА

Рассматривается вопрос о семиотике костюма, в системе культуры выступающего как определенного рода знак. Любой знак двусоставен, т. е. состоит из означаемого и означающего. Эта двусоставность знака проявляется и в двойственной функции самого костюма: он одновременно и для чего-то служит, и что­то значит. Поэтому теоретическое исследование такого культурного явления, как мода, должно рассматривать костюм в единстве этих компонентов.

ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЙНОСТЬ, СИНКРЕТИЗМ И ТВОРЧЕСТВО: ПАРАЛЛЕЛИ И ПЕРЕСЕЧЕНИЯ

ТРИШИН ВАЛЕРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Рассматривается современное состояние студийности в сравнении с синкретизмом и творчеством как необходимыми элементами коллективного творческого процесса в современном театре.

ТЕЛЕКАНАЛ RUSSIA TODAY КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА ДЛЯ ДРУГИХ»

КАЛИНИНА ОЛЬГА АНДРЕЕВНА

Рассматривается становление иновещания на постсоветском пространстве. Автор предпринимает попытку культурологического анализа продукции Russia Today как единственного на сегодня телеканала, занимающегося международным позиционированием России. Обсуждаются такие социально­философские проблемы, как повсеместный кризис национальной идентичности в эпоху глобализации и стремление различных культур к поискам собственной самобытности. Также прослеживается эволюция отечественного иновещания с советской эпохи по настоящее время.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ: РЕФОРМАТОРСКИЕ ИДЕИ Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА

ВАНОВСКАЯ ИРИНА НИКОЛАЕВНА

Статья посвящена реформаторским идеям Н.А. Римского­Корсакова в области теории и практики музыкальной композиции, которые сыграли значительную роль в развитии консерваторского образования в России. С широких исторических позиций анализируется вклад Н.А. Римского­Корсакова в совершенствование программы обучения композиторов и устранение двухуровневой системы подготовки специалистов, направленность на живую музыкальную практику, талантливость, индивидуальный подход.

Содержимое этой страницы является частью Культура и культуроведение коллекции из eLIBRARY.
Если вам интересно узнать больше о возможностях доступа и подписки, вы можете оставить свой запрос ниже или связаться с нами по адресу eresources@mippbooks.com

Запрос

Eposlink

ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

2588-0047

  • Publisher Федеральное государственное бюджетное учреждение Российская государственная библиотека
  • Country Россия
  • Web https://elibrary.ru/title_about.asp?id=25173

Content

Architectual Works of Russian Emigrans in Belgrade in 1920—1930 years

Fomenko Svetlana

Examines the works of russian architects-migrants of 1919 — 1921 years, who made a valuable contribution to Yugoslavian architecture.

Author’s (Bard) Song and Creative Method of its Composing

Belenky Leonid

Is dedicated to the systematic description of Russian author’s (bard) songs — a phenomenon of Russian culture of the second half of the XX century. The basis of the research is a common for Russian bards method of creation of author’s songs denoted as «spoken author’s song creativity». The result is the substantiation of a midline position of author’s songs in the structure of artistic culture between professional creativity and folklore, and of belonging of those songs to modern syncretic art.

British Philosophy Reception by Russian Intellectuals in the XVIII—XIX Centuries

Miliutin Yuri

Undertakes an analysis of the reception of the British philosophy of XVIII—XIX centuries by Russian intellectuals. It identifies the reasons of the Russian philosophical thought of the XIX—the first half of XX century being mainly under the influence of German speculative metaphysics. As a result there were rather uneasy and complex, at times dramatic, relations between the Russian supporters of traditional German metaphysics and the British empiricism.

Computer Games: the Experience of Cultural Analysis

Savitskaya Tatiana

Attempts to make the experience of cultural analysis of computer games, a unique phenomenon, in a contradictory manner combining avant-garde technology base and deep mental archaic, considers the computer games as a part of global popular culture, examines the socio-cultural context of the emergence and development of this phenomenon, gives a proper attention to the consideration of computer games as a new cultural and anthropological strategy.

Configuration of Musical Subcultures in the Space of Ancient Russia: Universal and Distinctive

Judina Vera

Is devoted to comparative analysis of development of two basic layers of Old Russian music — folk-lore and church-singing art. The basic attention is given to cultural science aspects of geodynamics of musical culture of Ancient Russia as system of the regional art subcultures.

Consumption as a Method of Description of Gender Relations in the Contemporary Mass Culture

Zvereva Natalie

In the context of the processes of co-modification and the “transformation of intimacy” examines gender representation in contemporary popular culture. In the center of its attention is the use of metaphor “consumption” in the description of gender relations in the texts of the media. Analysis of the design images of men and women in modern media suggests that the relationship between the people in the “consumer society” is increasingly conceptualized according to the model and metaphor of consumption

Culture as a Supra-Individual System of Regulation

Plebanek Olga

Deals with the problem of entering the mind, consciousness, and culture in a more general metasystem. The main aim of suggested conception of Universal evolution is that — inanimate matter, living matter, nervous and psycho systems, consciousness and culture create a strict hierarchy order of the systems of Universe and their connection in metasystem understanding of regulation and self organization

Culture of Academic Writing

Dubina Vera

Is a training set for a bachelor degree in the direction of 033 000 — Culture. Content covers the range of issues associated with the effective operation of the written text.

«Let us be in correspondence as rapidly as Americans do.»

Gurevich Yevgeniya

Is a review of the first Russian publication of selected correspondence of Vasily Ilyich Safonov — an outstanding musician, pianist, conductor and public figure of Russian culture abroad at the turn of the XIX—XX centuries.

Night as the Information Reserve

Salnikova Catherine

Examines the perception and use of night-time in the process of human life. It analyses the specific of the attitude towards the night, the night lightning, the space of the universe and shows the analogies of night time and internet functions in the modern society. The article also deals with the transformation of the Christian idea of divine control of the earthly life, the changes of the concept of light and darkness in the Modern history.

Outlines of the Construction of Socio-Cultural World View within the Cultural Studies

Flier Andrew

Describes a possible model for the construction of a systematic pattern of social and cultural world view in the complex problem fields relevant to cultural studies. It also considers the option of modeling the structure of the observed social reality, a description of its dynamics and social importance of the results of this dynamic

Political Novel: the Concept and Characteristics

Sharifov Mekhti

Examines the political genre novel. The discourses in which political novel is interpreted as separate genre or vice versa are considered. The author formulates his own concept of political novel.

Posth Opus as a Project: Vladimir Martynov

Katunyan Margaret

Analyzes notion «opus posth» in its connection with idea of «the end of composer’s time» — Vladimir Martynov’s philosophical conception and creative strategy. On the concrete compositions the different aspects of opus posth creation are shown: openness of frontiers (open project), variability of presentation, prevalence of the concept over the material and of the context over text, new syncretism, existential significance, searching of new situation and etc.

Praxeological Aspect of Social Ideal in Sociology of P.I. Novgorodtsev, B.P. Vysheslavtsev, I.A. Ilyin, and N.N. Alekseev

Tsarkov Peter

Presents the views of Russian sociologist Pavel I. Novgorodtsev on the problem of the “social ideal”. It also gives a definition of the concept of social ideal with application of praxeological approach.

Russian Fragmental Pieces in Autobiographical Prose of Stendhal, or French and Russians in 1812

Naumenko Valentina

Based on a study of Diary and Correspondence of M.H. Beyle, reveals the image of Russia, Moscow, and Europe in the mind of a Russian Napoleonic Campaign volunteer

Russia Today TV Channel as an Instrument to Form Image for Abroad

Kalinina Olga

Concerns the forming of overseas broadcast on the post-Soviet area. It attempts to analyze the RT Air from the cultural point of view since it’s the only TV channel in Russia aiming to form the international image of the country. So it covers such social and philosophic problems as the overall crisis of national identity in globalization era and struggling of different cultures to find out their originality. The evolution of the foreign broadcast in the Soviet Union and Russia is being tracked too

Salon Culture in Russia in XVIII—XIX Centuries

Paly Helen

Attempts to review the salon culture of Russia in XVIII—XIX centuries as a holistic cultural phenomenon and to classify Russian salons of the time. The features of salons of Ivan Shuvalov, Elizabeth Hitrovo, and Michael Wielhorsky are considered herein

Stereoscopy of Costume Perception

Lipskaya Vlada

Deals with the problem of dress semiotics. Costume is a certain sign in culture. Any sign is dual, i.e. consists of the signified and the signifier. This duality of a sign becomes apparent in dual function of the costume; it serves for something and it something means simultaneously. Therefore theoretical research of such cultural phenomenon as fashion should consider a costume in unity of these two components.

Theatrical Studios, Syncretism, Creativity: Parallels and Crossings

Trishin Valery

Is devoted to the current state of the theatrical studios in the context of syncretism and creativity that are the essential elements of the collective creativity in the modern theatre.

Theory and Practice of Musical Composition: Reform Ideas of Nikolai Rimski-Korsakov

Vanovskaya Irina

Is devoted to the reformist ideas of Nikolai Rimsky-Korsakov in the theory and practice of musical composition, which played a significant role in the development of conservatory education in Russia. The contribution of Nikolai Rimski-Korsakov in the improvement of the training program of composers, the elimination of two-tier system of training, focus on the living practice of music, talent, and individual approach are analyzed from the broad historical point of view.

The Relevance of Buddhist Art

Alekseev-Apraksin Anatoliy

Introduces cultural scientific analysis of a number of Oriental and Western art practices and notions, which shows that in the situation of global cultural diffusion the Buddhist art appears to be important for the modern world not in the logic of searching and revealing the new names, figurations, enrichment of plots and methodologies, but first of all from the world outlook view

ДИАЛОГ КУЛЬТУР И БУДДИЗМ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ НА РУБЕЖЕ ХIХ—ХХ ВЕКОВ

КОЛЕСНИКОВ АНАТОЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ, СТРИЖАК ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА

Рассматриваются проблемы, связанные с распространением буддизма в Бурятии и Калмыкии и с деятельностью Э.Э. Ухтомского на рубеже XIX — ХХ столетий в области диалога культур.Deals with some problems concerning the dissemination of Buddhism in Buryatia and Kalmykia and the activity of prince E.E. Ukhtomsky. The topic is of a great importance for the research of the dialogue of cultures at the end of the XIX and the beginning of the XX centuries.

НАРКОТИК ПОД НАЗВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ

ЗАДОРОЖНАЯ ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Изложение рецензии обозревателя немецкого еженедельника «Цайт» Адама Собочински на книгу известного немецкого публициста Франка Ширмахера «Payback», вышедшую в свет осенью 2009 года и посвященную проблеме влияния компьютерных технологий на жизнь человека.

This content is a part of the Cultural studies collection from eLIBRARY.
If you are interested to know more about access and subscription options, you are welcome to leave your request below or contact us by eresources@mippbooks.com

Request