ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

2588-0047

  • Издатель Федеральное государственное бюджетное учреждение Российская государственная библиотека
  • Страна Россия
  • Ссылка https://elibrary.ru/title_about.asp?id=25173

Содержание

АМЕРИКАНСКОЕ НЕЗАВИСИМОЕ КИНО СЕГОДНЯ: ПУТИ РАЗВИТИЯ, ПРОБЛЕМНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, НОВЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

РУТМАН ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

Рассматривается современный период американского независимого кинематографа — одного из проявлений культуры кино ХХ века. Исследуются возможные пути его развития и распространения, а также основные направления и тенденции. Приводятся примеры соответствующих лент.

ВОЛШЕБНЫЙ МИР ИЛЛЮСТРАЦИЙ ПОД МОНОГРАММОЙ «Н.Ж.»

КОРВАЦКАЯ ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

Исследуется жизнь и творчество Надежды Ивановны Живаго, талантливой художницы, внесшей заметный вклад в искусство художественного оформления книги для детей. В контексте развития искусства книги в России на рубеже XIX—XX веков рассматриваются книги в оформлении Н.И. Живаго, дается их художественный анализ.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА КАК МИФ: ПУБЛИЦИСТИКА НАЧАЛА ХХ ВЕКА О МАССОВОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ РОССИЯН

КАЖАНОВ ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья посвящена анализу массового политического сознания в отечественной публицистике начала ХХ века на материале публикаций П. Милюкова и А. Изгоева, в которых рассматривалась роль традиционалистской ментальности в восприятии россиянами института народного представительства как властной «инновации» в рамках проводимой тогда политической модернизации.

ДИСКУРС О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ ЖАНРА В ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

ШАРИФОВА САЛИДА ШАММЕД КЫЗЫ

Сопоставляется традиционное и коммуникативное понимание жанра. На основе коммуникативной методологии проводится разделение между понятиями жанра, рода и типа художественного произведения. Особое внимание уделяется соотношению семантического ядра и иных элементов жанра, раскрывается суть процесса «замещения».

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ И ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТЬ В ТЕКСТАХ КУЛЬТУРЫ

СТЕПАНОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА

Проводится анализ широкой и узкой трактовок понятий «интертекстуальность» и «интермедиальность», при этом под «текстом» понимается всякий связный знаковый комплекс, любая семантически значимая система. Также рассматриваются функции интертекстуальности и интермедиальности в рекламных текстах.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ ГЛАЗАМИ ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ (ПО ВОСПОМИНАНИЯМ А. СОЛЖЕНИЦЫНА «БОДАЛСЯ ТЕЛЕНОК С ДУБОМ» И ДНЕВНИКАМ Р. ОРЛОВОЙ)

СЕРЕБРЯКОВА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА

Рассматриваются взгляды либеральной советской интеллигенции 1960-х годов на социальную историю на материале книги А. Солженицына «Бодался теленок с дубом» и дневников Р. Орловой. В результате автор приходит к выводу, что трактовка социальной истории определяется философской и этической позицией литераторов: Солженицын стоит на позициях рационального позитивизма, Орлова — экзистенциального трагизма. Эти векторы в трактовке проблем социальной истории были весьма типичны для советской интеллигенции 1960-х годов.

КРИЗИС ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАЧАЛА ХХ ВЕКА И РЕЦЕПЦИЯ ВОСТОЧНЫХ КУЛЬТУР

ГРИШИН МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ

Анализируется кризис европейской культуры начала ХХ века, который рассматривается как кризис христианского сознания в контексте рецепции восточных культур. По мнению автора, дегуманизация европейской культуры как результат кризиса христианского сознания привела к необходимости восполнения утраченных ценностей за счет обращения к восточным культурам.

НАСЛЕДИЕ СОВЕТСКИХ ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ: АКТУАЛЬНОСТЬ ИЛИ «ПРОШЛЫЙ ВЕК»?

МАТВЕЕВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

Анализируются современные выставки художников-нонконформистов и соцреалистов в Москве и Санкт-Петербурге, определяются предпосылки появления произведений искусства шестидесятников на художественной сцене в наши дни. Представлены прикладные результаты исследования, посвященного неофициальной живописи Ленинграда. Рассматриваются проблемы малой изученности творчества нонконформистов, аспекты популяризации искусства 1960-х годов.

НИЦШЕАНЕЦ КАК БИОГРАФИЧЕСКИЙ ТИП (К ЛЕГИТИМАЦИИ ПОНЯТИЯ)

АРТАМОШКИНА ЛЮДМИЛА ЕГОРОВНА

Для обозначения процессов, которые выявляют специфику взаимодействия двух реальностей культуры, социальной и персональной, вводится понятие «биографический тип». Рассматривается роль читательской аудитории в появлении ницшеанца как биографического типа, а также роль биографического типа в культурно­историческом самоопределении соответствующего поколения. Исследуются процессы типизации в культуре, источником которых является переработка в читательском сознании эпохи определенных текстов и образов в совокупности с общими тенденциями культуры.

НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК «НОВРУЗ» И ЕГО ТРАДИЦИИ В КУЛЬТЕ ШИИТСКОГО ИСЛАМА

СЕИДОВА ГЮЛЬЧОХРА НАДИРОВНА

Рассматриваются генезис, развитие, трансформация древнего новогоднего праздничного обряда «Новруз», его роль в сохранении духовного наследия и культурной самобытности мусульман—шиитов в кавказском регионе в современных условиях.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИДЕАЛА КУЛЬТУРЫ: ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ

ТАРАСОВА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Исследуются образовательные возможности идеалов культуры на материале образца технической культуры — Эйфелевой башни. Доказано, что процесс идеалообразования, организованный взаимодействием таких субъектов культуры, как человек и технический эталон Эйфелева башня, способен произвести многоаспектное образовательное действие. Изучены аспекты образования человека, образования мироотношения и образования системы культуры.

О ВОЗМОЖНОСТИ ИЛИ НЕВОЗМОЖНОСТИ ТОЛКОВАНИЯ НАСЛЕДИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА С ПОЗИЦИЙ ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВА

ТРОИЦКИЙ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Рассматриваются взгляды М.В. Ломоносова на искусство в контексте воззрений Х. Вольфа, обосновывается некорректность термина философия искусства в современном смысле применительно к М.В. Ломоносову. Описывается интеллектуальный, мировоззренческий и философский контекст его творчества.

О КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ДИСКУРСЕ

ПЛЕМЕНЮК МАРИНА ГЕОРГИЕВНА

Рассматриваются теоретические основания методики преподавания культурологии как общеобразовательной дисциплины.

ПАКТ РЕРИХА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЗАЩИТУ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

СПИРИДОНОВА ЮЛИЯ ВАЛЕНТИНОВНА

Предлагается периодизация появившегося в конце 1920-х годов международного общественного движения в защиту культурного наследия, которое с начала 1990-х годов превратилось в рериховское движение мирового масштаба. Пакт Рериха (1935), ограниченный странами - участниками одного континента, вызвал широкий общественный резонанс. В основу периодизации движения положен критерий соответствия намеченных целей и применяемых форм и методов.

ПРОТИВОРЕЧИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРИОДА ПОЗДНЕГО КАПИТАЛИЗМА

РАГОЗИН НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ

С социально­философских позиций анализируется природа знания и образования в современном обществе. Процесс превращения науки и образования в непосредственную производительную силу общества рассматривается как овладение капиталом производительными силами науки и образования. Предпринимается попытка выявления противоречий и проблем данного процесса. Исследуется также содержание понятий «образовательные услуги», «общественное благо», «общество знаний», «человеческий капитал»

ПСЕВДОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

САВИНА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Рассматривается проблема неконструктивных и бесполезных видов активности членов социальных систем. Разделяются понятия квази­ и псевдодеятельности. Анализируются их признаки и формы. Причины возникновения псевдодеятельности автор находит в организационных дисфункциях и в необходимости адаптации человека на рабочем месте для выживания и решения собственных задач.

СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В РУССКОЙ ЛИРИКЕ

РАДИОНОВА АЛЛА ВЛАДИМИРОВНА

Рассматривается парадигма сверхчеловеческого сознания в русской лирике, исследуются формы раскрытия ею проблемы сознания. Обнаружены и охарактеризованы такие модификации сверхчеловеческого сознания, как Божественное, Мировое, Космическое, Мифологическое, Природное.

СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ В ГЕРМАНИИ

ЛЕВАНДОВСКАЯ ЕЛИЗАВЕТА НИКОЛАЕВНА

Рассматривается общая история развития культурологии в Германии с XIX века по настоящее время, научные традиции и институциональное становление учебных направлений по культурологии, выявляются возможности и перспективы развития данной дисциплины в немецкой научной среде.

ТКАНЬ И МИФ

СИНИЦЫНА ЛЮДМИЛА ВИТАЛЬЕВНА

Рассматривается процесс мифологического осмысления текстильного ремесла в традиционном обществе, в котором это ремесло соотносилось с процессом создания Вселенной, дается анализ того, как в народных обрядах через образы ткани, нити, узла познавался окружающий мир.

УГРОЗА ДЕГУМАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ И РЕЛИГИЯ В ФИЛОСОФИИ Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО

БЕЛЬЧЕВИЧЕН СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ

Рассматривается эволюция взглядов Д.С. Мережковского на проблемы дегуманизации современной ему европейской культуры (конца XIX — начала XX века). Опираясь на философию В. Соловьева и полемизируя с представителями различных философских школ, Д.С. Мережковский предлагает религиозный идеал будущего культуры, основанный на идеях «неохристианства».

ФАКТОР МОНОЛОГИЧНОСТИ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕНИИ: ПСЕВДОДИАЛОГ?

ГОНЧАРОВА ВИКТОРИЯ АНАТОЛЬЕВНА

Рассматриваются особенности межкультурного общения с точки зрения самовыражения национальной культуры; обосновывается монологическая форма общения как обусловленный антипод межкультурному диалогу и естественная причина межкультурного непонимания. В связи с этим высказывается предположение о принципе стереотипного мышления как основе межкультурного взаимовосприятия.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

УРМИНА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Рассматриваются формирующиеся в современном обществе социокультурные стереотипы адаптации людей к динамичному окружению, в том числе стереотипы успешности и позитивность как динамический культурный фактор. Исследуются социокультурные отношения в современной организации, а также стадии формирования позитивной социокультурной среды.

ЧУДО ЧАРЛЬЗА ДИККЕНСА

БОГАТЫРЁВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА

Статья посвящена жизни и творчеству Чарльза Диккенса, восприятию его творчества русскими писателями того времени, рассматриваются религиозные взгляды писателя, утверждавшего в своих произведениях христианские ценности любви к людям, терпения, смирения, душевной щедрости.

Содержимое этой страницы является частью Культура и культуроведение коллекции из eLIBRARY.
Если вам интересно узнать больше о возможностях доступа и подписки, вы можете оставить свой запрос ниже или связаться с нами по адресу eresources@mippbooks.com

Запрос

Eposlink

ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

2588-0047

  • Publisher Федеральное государственное бюджетное учреждение Российская государственная библиотека
  • Country Россия
  • Web https://elibrary.ru/title_about.asp?id=25173

Content

Contradictions of Science and Education of Late Capitalism Period

Ragozin Nikolay

Gives social and philosophic analysis of nature of knowledge and education in contemporary society. Transformation of science and education into society’s actual productive force is commonly acknowledged. This process is studied in the article as obtaining capital by producing force of science and education, and the author takes an effort to enlighten contradictions and problems of the process. Also the essence of the following concepts is studied: ‘education services’, ‘public good’, ‘society of knowledge’, ‘human capital’

Crisis of Western European Culture of the Beginning of XX Century and Reception of Oriental Cultures

Grishin Mikhail

Analyzes the crisis of the European culture as the crisis of Christian consciousness in the context of reception of Oriental cultures. Dehumanization of the European culture as a result of crisis of Christian consciousness led to the necessity to compensate the lost values at the expense of reception to Oriental cultures

Discourse on the Relationship between the Concepts of Genre in Literary Theory

Sharifova Salida

Deals with comparison of traditional and communicative understanding of genre. The author, using the communicative methodology, differs the terms «genre», «mode» and «type» of art work. Particular attention is paid to the correlation of semantic nucleus and other elements of genre. The article reveals the essence of the process of «substitution»

Formation of Cultural Studies in Germany

Levandovskaya Elizabeth

Is devoted to the general history of the development of cultural studies in Germany from the XIX century to the present day, the scientific traditions and institutional development of academic trends of cultural studies, opportunities and prospects for the development of this science in the German academic community

Formation of Positive, Constructive Relationships in Postmodern Social and Cultural Environment

Urmina Irina

In the modern society new social and cultural stereotypes of people`s adaptation to dynamic environments are forming, including those of life success and positivity as a dynamic cultural factor. Sociocultural relationships in a modern organization are examined as well as formation stages of positive constructive sociocultural environment.

Heritage the Soviet Men of the Sixties: of Current Interest or Behind the Times?

Matveewa Olga

Proposes the periodization of social movement in favor of protection of cultural heritage that emerged in late 1920­s and starting from the 1990­s has turned to global Roerich movement. Roerich Pact (1935) limited by the member­states of one continent has caused world­wide public repercussions. The author proposes the movement’s periodization, in which the movement purposes and applicable forms and methods serve as a basic criterion

Historical Landscape of the Men's of the Sixties View

Serebrjakova Helen

Researches some questions of social history from points of view of the representatives of liberal Soviet intelligentsia of 1960 years. As examples the books by A. Solzhenitsyn «The Oak and the Calf» and R. Orlova's memories were considered. The author makes the following conclusion: the understanding of social history is determined by the philosophical and ethical positions of these writers. Solzhenitsyn has the position of the rational positivism, Orlova has one of existential tragedy. These directions in the interpretation of social history problems were so typical for Soviet intelligentsia of 1960 years

Intertextuality and Intermediality in Texts of Culture

Stepanova Natalia

Provides a comparative analysis of the wide and narrow variants of concepts «intertextuality» and «intermediality». The «text» means any connected complex of signs, any semantically significant system. The functions of intertextuality and intermediality in advertising texts are also considered.

Nietzscheanian as a Biographical Type: to Legitimation of the Concept

Artamoshkina Lyudmila

Introduces the concept of a”biographical type” to define the processes revealing specific interaction of two cultural realities — social and personal. It also explores the readers' role in the emergence of a Nietzscheanian as a biographical type as well as the role of biographical type in cultural and historical self­definition of the relevant generation. The cultural typifying processes resulting from the readers' understanding of the epoch of particular texts and images on the background of general cultural tendencies are also analized

On Probability or Impossibility of the Interpretation of M.V. Lomonosov’s Heritage from the Standpoint of Philosophy of Art

Troizky Sergey

The author provides a look at Lomonosov’s views on art influenced by Kh. Wolff’s philosophy. The impossibility of philosophy of art in itself is substantiated as well as inconsistency of the term «philosophy of art» applied to M. Lomonosov. The intellectual, ideological, and philosophical contexts of Lomonosov’s works are analyzed.

Pseudo­activity as a Means of Human’s Adaptation to the Organizational Reality

Savina Irina

Looks at the problem of non­constructive and useless types of activity of members of social systems. Two notions are differentiated: quasi­and pseudo­activity. Their characteristics and forms are analyzed. The author investigates the causes of pseudoactivity and finds them in organizational dysfunction and in the need of a person to adapt at the workplace for survival and solve his own problems

Roerich Pact and Social Movement in Favour of the Protection of Cultural Heritage

Spiridonova Yulia

Proposes the periodization of social movement in favor of protection of cultural heritage that emerged in late 1920­s and starting from the 1990­s has turned to global Roerich movement. Roerich Pact (1935) limited by the member­states of one continent has caused world­wide public repercussions. The author proposes the movement's periodization, in which the movement purposes and applicable forms and methods serve as a basic criterion.

The Culturological Educational Discourse

Plemenjuk Marina

Defines the theoretical grounds of teaching methods of the culture studies as a general educational discipline.

The Educational Capacities of Culture Ideals: the Example of the Eiffel Tower

Tarasova Maria

Is dedicated to the investigation of educational capacities of culture ideals on the example of the Eiffel Tower, chosen from the sphere of technical culture. It is proved that the ideal­creating process organized by such culture subjects as an individual and the technical ideal of the Eiffel Tower is capable of many­sided educational activity. The aspects of educational creation of a human being, the world outlook and the formation of the culture system are explored in the article.

The fabric and myth

Sinitzyna Lyudmila

Deals with the mythological understanding of textile craft in a traditional society in which it is associated with process of creation of the Universe. The mythology of many nations has kept the ancient images and has brought them up to our time. The symbolic essence of the fabric and the tools, by means of which it was created, manifested in many national ceremonies up to the end of the 19

The Magic World of Illustrations by «N.Zh.» Monogram

Korvatskaya Elena

Explores life and work of Nadezhda Ivanovna Zhivago, a talented painter that greatly enriched the art of children`s book design. The author researches and analyses Zhivago`s books design art features in context of the book art progress in Russia at the late XIX — beginning of the XX century

The Monologue Factor in Intercultural Communication: Pseudodialogue?

Goncharova Victoria

Addresses the peculiarities of intercultural dialogue from the point of view of national culture expression; the monologue form of communication is given grounds as the stipulate antipode to intercultural dialogue and the natural reason for intercultural misunderstanding. The author makes the supposition of the stereotype thinking as the principal of intercultural perception

The New Year’s Holiday “Novruz” and its Traditions in the Shia Islam Cult

Seidova Goulchokhra

Is dedicated to study of the origin, development, transformation of ancient new year’s festive rite “Novruz”, its role for conservation of the spiritual heritage and cultural uniqueness of Shia Muslims in Caucasian region in modern condition.

The Paradigm of Superhuman Consciousness in Russian Lyric

Radionova Alla

Considers the paradigm of superhuman consciousness in Russian lyric poetry. It is studied how russian lyric poetry reveals the problem of consciousness. There have been discovered and characterized such modifications of superhuman consciousness as Divine, Worldly, Cosmic, Mythological, Natural

The State Duma as a Myth:Political Journalism of the Early XX Century on Russian Public Consciousness

Kazhanov Oleg

Is devoted to the analysis of the public poltical consciousness in domestic political journalism of the early XX century, the analysis is given on the basis of publications of P. Milyukov and A. Izgoev. These publications target the role of Russian traditional mentality in perception of public representation institution as a power “innovation” in the frameworks of political modernization carried out at the time.

The Threat of Culture Dehumanization and Religion in D. Merezhkovsky’s Philosophy

Belchevichen Sergey

Consides the evolution of D. Merezhkovsky`s views on the problem of dehumanization of contemporary european culture (the late XIX­early XX century). Being guided by Sovovyov`s philosophy and polemicizing with representatives of various philosophical schools D.S. Merezhkovsky creates a religious ideal of the cultural future based on the ideas of neo­ christianity

Wonder of Charles Dickens

Bogatireva Nataliya

Is devoted to life and work of Charles Dickens. It is concentrated on appreciation of Dickens’s novels by his contemporaries — russian writers. The author pays attention to Dickens’s religious views as he was a deeply religious person and in his novels confirmed christian values: love for people, tolerance and humbling, soulful benevolence

АМЕРИКАНСКОЕ НЕЗАВИСИМОЕ КИНО СЕГОДНЯ: ПУТИ РАЗВИТИЯ, ПРОБЛЕМНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, НОВЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

РУТМАН ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

Рассматривается современный период американского независимого кинематографа — одного из проявлений культуры кино ХХ века. Исследуются возможные пути его развития и распространения, а также основные направления и тенденции. Приводятся примеры соответствующих лент.

This content is a part of the Cultural studies collection from eLIBRARY.
If you are interested to know more about access and subscription options, you are welcome to leave your request below or contact us by eresources@mippbooks.com

Request