ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 6: ЭКОНОМИКА

0130-0105

  • Издатель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова"
  • Страна Россия
  • Ссылка https://www.elibrary.ru/title_about_new.asp?id=8511

Содержание

ДОСТОВЕРНОСТЬ И РЕАЛИСТИЧНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ: ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ

КОВАЛЕВСКАЯ МАРИНА СЕРГЕЕВНА

В статье рассматриваются методологические проблемы экономики, связанные с реалистичностью и достоверностью экономических моделей и концепций, а также пути их решения. В качестве предмета для анализа рассмотрена эволюция экономических концепций, принимаемых экономистами для обоснования своей позиции по вопросу достоверности науки, и их основные доводы за и против реалистичности предпосылок экономической теории. Рассмотрены изменения в методологических подходах до и после финансового кризиса, а также обсуждена перспектива нейроэкономики в качестве инструмента преодоления фундаментальной методологической проблемы экономики, связанной с реалистичностью предпосылок и с качеством предсказаний экономических теорий. Статья представляет интерес для методологов-экономистов, а также для широкого круга читателей, интересующихся перспективами развития экономической науки.

ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ИСТОЧНИКИ ПРОТИВОРЕЧИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ГАРМОНИЗАЦИИ

ПАВЛОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА, БАУЛИНА АНАСТАСИЯ АНДРЕЕВНА, ШАСТИТКО АНДРЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

Исследуется вопрос совместимости приоритетов промышленной политики, направленной на обеспечение устойчивого развития и защиты конкуренции посредством применения существующих норм антимонопольного законодательства. Продемонстрировано, что институциональная среда определяет, как характеристики разных типов экологических экстерналий влияют на возможности их учета в принимаемых решениях как участниками рынка, так и регуляторами на примере соглашений о кооперации. Выявлено, что положительные экстерналии, обладающие свойствами общественных благ, могут оказываться учтены лишь в ограниченных масштабах, что может приводить к ошибкам I рода при принятии антимонопольным органом решений о допустимости горизонтальных соглашений.

«КАПИТАЛ» К. МАРКСА И СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ: ОПЫТ ВОСХОЖДЕНИЯ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ

БУЗГАЛИН АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ, КОЛГАНОВ АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ

Исследования современного капитализма значительно продвинулись вперед по сравнению с теоретической картиной, нарисованной К. Марксом в «Капитале», показав нам глубокие изменения тех категорий капитализма, которые изучал Маркс. Однако в этих исследованиях не было предпринято попытки в полной мере воспроизвести метод «Капитала» не было показано диалектическое движение категорий по пути восхождения от абстрактного к конкретному. В данной статье мы пытаемся дать первый набросок использования этого метода применительно к категориям современного капитализма. Мы полагаем, что именно такой подход, начинающийся с исследования модификации самых абстрактных, простейших категорий капитализма, дает возможность в полной мере понять и модификацию более сложных, конкретных категорий капиталистической системы производственных отношений. Таким образом, мы стараемся показать, как изменения в природе товара, рынка, денег ведут к изменениям в природе основного капиталистического отношения и более конкретных форм существования капитала.

НАНОБИОЭКОНОМИКА КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

ШИШКИН ВИКТОР ВИКТОРОВИЧ

В представленной работе рассматриваются вопросы формирования новой постиндустриальной экономики знаний как высшей ступени развития экономической материи. Экономическая наука сегодня приобретает новую когнитивную форму в связи с интенсивным развитием и гуманизацией экономического знания, дополнением и расширением его за счет биологии, физиологии, психологии, физики, математики и других наук. Когнитивная экономика как одна из областей существования новой экономики знаний, базирующаяся на открытиях и достижениях науки и когнитивных способностях личности, участвует непосредственно в выявлении, получении и оформлении нового экономического знания, необходимого для дальнейшего его (знания) воспроизводства. Идентифицирована новая креативная область экономического знания - нанобиоэкономика, сочетающая прогрессивные биотехнологии воспроизводства материальных благ из биомассы растительного и животного происхождения с анализом поведения человеческой личности в процессе производственно-хозяйственной деятельности. Выявлена ключевая хозяйственная структура новой экономики - нанобиокластер - как региональная мезоэкономическая функциональная система, описана его организация, принципы функционирования, охарактеризована его экономическая эффективность; на этой основе разработана новая инновационно-антирецессионная стратегия предпринимательства.

НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ (ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ КРУГЛОГО СТОЛА ПО НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ)

ЗЯБЛЮК РИММА ТРОФИМОВНА, ТИТОВА НИНА ИВАНОВНА

В статье представлен обзор материалов расширенного заседания круглого стола по неоиндустриализации экономики России, проведенного проблемной группой «Воспроизводство и экономический рост» (рук. д.э.н., проф. В. Н. Черковец) совместно с Центром национальной экономической модели России (рук. д.э.н., проф. В. М. Кульков), Центром эффективности экономики и производительности труда (рук. д.э.н., проф. А. О. Вереникин) кафедры политической экономии экономического факультета МГУ. Обсуждение концентрировалось на проблеме неоиндустриализации российской экономики, создании системы автоматизированных машин, новом (технотронном) уровне производительных сил. Выяснялись адекватные новой технике формы организации и также формы собственности. Изменения такого рода означают переход к новой модели (системе) экономического развития, существенными чертами которой являются система вертикальной интеграции, межотраслевое взаимодействие на основе вертикально интегрированных цепочек производства добавленной стоимости, рост эффективности экономики и ее функционирование в соответствии с принципами гуманистического развития.

ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЕВ)

ШЕКОВА ЕКАТЕРИНА ЛЕОНИДОВНА

В статье рассматриваются особенности маркетинга в сфере культуры на примере музеев. Музеи так же, как и другие организации культуры, отталкиваясь от своей миссии, творческих планов, находятся в поиске своей целевой аудитории. Анализ различных направлений музейной деятельности позволил классифицировать продукты, предлагаемые музеями, а также оценить возможности применения классической концепции маркетинга и инструментария в их работе.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ АНТУАНА ДЕ МОНКРЕТЬЕНА (К 400-ЛЕТИЮ ВЫПУСКА «ТРАКТАТА ПО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ»)

СЛУДКОВСКАЯ МАЙЯ АНАТОЛЬЕВНА

А. де Монкретьен известен главным образом тем, что в 1615 г. ввел в оборот термин «политическая экономия», ставший названием науки. Цель данной публикации - рассмотреть, что автор вкладывает в это понятие. Под таким углом впервые в отечественной литературе был проанализирован «Трактат по политической экономии» А. де Монкретьена (использовалось издание 1889 г. в редакции Т. Функ-Брентано - текст составлен из единичных сохранившихся экземпляров 1615 г. на старофранцузском). В статье показано, что Монкретьен использует словосочетание «политическая экономия» для изложения совокупности правил хозяйственной деятельности в масштабах государства. Идеал Монкретьена - экономически активный человек, честный и трудолюбивый, и страна, похожая на хорошо управляемое предприятие. В своем трактате автор пытается найти ответ на главные вопросы политической экономии - что такое национальное богатство, где его источник и какими методами можно его увеличить? Анализ его книги приводит к выводу, что он подошел к пониманию богатства как натурального продукта, создаваемого трудом. Это позволяет поставить Монкретьена между меркантилистами и экономистами классической школы политической экономии.

Содержимое этой страницы является частью Экономика и экономические науки коллекции из eLIBRARY.
Если вам интересно узнать больше о возможностях доступа и подписки, вы можете оставить свой запрос ниже или связаться с нами по адресу eresources@mippbooks.com

Запрос

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 6: ЭКОНОМИКА

0130-0105

  • Publisher Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова"
  • Country Россия
  • Web https://www.elibrary.ru/title_about_new.asp?id=8511

Content

«Das Kapital» of Karl Marx and the Contemporary System of the Capitalist Production Relations: the Experience of the Rising from the Abstract to the Concrete

Buzgalin A.V., Kolganov A.I.

The researches of the contemporary capitalism have ran forward substantially in compare to the theoretical picture have drawn by Karl Marx in «Das Kapital» and show us the deep changes in the categories of the capitalism, which studied by Marx. But in these researches were not attempted to reproduce in full measure the method of «Das Kapital» - it was not shown the dialectical motion of the categories on the path of rising from the abstract to the concrete. In this paper we are trying to give the first sketch of the implementation of this method to the categories of the contemporary capitalism. We guess that just this dimension, starting from the study of the modification of the most abstract, simplest categories of capitalism, give us the possibility to understand in the full extent the modification of the more complex, more concrete categories of capitalist system of the production relations. Thus, we trying to show how the changes in the nature of commodity, of market, of money lead to the changes in the nature of the basic capitalist relation and in the more concrete forms of the existence of capital.

Defending Competition and Promoting Sustainable Development: Possibilities for Harmonization

Pavlova N.S., Baoulina A.A., Shastitko A.E.

The compatibility between the priorities of industrial policy, aimed at promoting sustainable development, and competition defense by means of antitrust law remains a question open for discussion. The paper demonstrates that it is the institutional environment that defines which characteristics of ecological externalities influence the possibility of accounting for these externalities by market players and regulators in the specific case of cooperation agreements between competitors. It is shown that positive externalities having the characteristics of public goods may be taken into account only in a limited way, which can lead to type I errors by antitrust authorities when determining the legality of horizontal agreements.

Marketing in the Field of Culture (the Example of Museums)

Shekova E.L.

The article discusses the features of marketing in the field of culture on the example of museums. Museums, as well as other cultural organizations, are in search of their target audience based on their mission and plans. The analysis of the various directions of museum activity has allowed to classify the products and services offered by museums and to evaluate the possibility of using the classical concept and marketing tools in their work.

Nanobioeconomy as a Factor of Innovative Development of Russia

Shishkin V.V.

The present work deals with development of new post-industrial knowledge economy, as the higher level of development of economic matter. Economic science is gaining a new cognitive form in connection with intensive development and humanization of economic knowledge, complement and expand it at the expense of biology, physiology, psychology, physics, mathematics and other Sciences. Cognitive economy, as one of the areas of existence of the new knowledge economy, based on the discoveries and achievements of science and cognitive abilities of the person directly involved in identifying, obtaining and registration of new economic knowledge necessary to further its (knowledge) reproduction. Identified new creative area economic whom knowledge - nanobioeconomy, combining progressive reproduction biotechnology wealth of biomass of plant and animal origin with the analysis of the behavior of the human person in the process of production and economic activity. Identified key economic structure of the new economy - nanobiocluster as regional meso-economic functional system, described his organization, principles of operation, characterized by its economic efficiency; on this basis, developed a new innovative antirecessionary entrepreneurship strategy.

Realistic and Credible Aspect of Economic Models: Methodological Issues

Kovalevskaya M.S.

The article addresses the methodological problems of economics related to realistic and credible aspect of economic models and concepts and looking for possible solutions. The subject of the study presented in this article is evolution of the economic concepts taken by economists to justify their position on the issue of economics faithfulness, their main arguments for and against using realistic assumption in economic theory. We consider the transformation in economics issue before and after financial crises and discuss future of neuroeconomics as tool for overcoming the fundamental methodological problem in economics relating to using realistic assumptions and the quality of economic theory's predictions. The article is of interest to researchers in methodology of economics, and for a wide range of readers interested in the development prospects of economics.

The Neoindustrialization of Russian Economy: Necessity and Possibility (Review of the Roundtable on Neoindustrialization of Russian Economy)

Zyablyuk R.T., Titova N.I.

The article presents an overview of the extended session of the round table devoted to the problem of neoindustrialization of Russian economy conducted by the Problem group «Reproduction and economic growth» (leader doctor of Economics, Professor V. N. Cherkovets) in conjunction with the Center for national economic model of Russia (leader doctor of Economics, Professor V. M. Kuljkov), Centre for economic performance and productive labour (leader doctor of Economics, Professor A. O. Verenikin) of the Department of political economy to Economic faculty of Moscow State University. The discussion was concentrated on the problem of neoindustrialization of the Russian economy, the creation of a system of automated machines, the new (technological) level of the productive forces. New and adequate technology forms of organization and forms of ownership were elaborated. Such changes indicate the transition to a new model (system) of economic development which essential features are a system of vertical integration, inter-industry interaction on the basis of vertically integrated chains of value added production, increasing the efficiency of the economy and its functionning in accordance with the principles of humanistic development.

The Political Economy of Antoine De Montchretien (Toward the 400th Anniversary of «Traicté de l’économie politique»)

Sloudkovskaya M.A.

A. de Montchretien is known mainly by the fact that in 1615 coined the term «political economy», which became the name of science. The purpose of this publication is to consider what the author puts in this concept. At this angle the first time in the domestic literature was analyzed «Treatise on political economy» by A. de Montchretien (used the publication of 1889 in the edition T. Funk-Brentano). The article shows that Montchretien uses the phrase «political economy» for the presentation of a set of rules of economic activity across the state. The ideal of Montchretien - economically active people, honest and hardworking and the country, similar to a well-managed company. In his treatise the author tries to answer the main questions of political economy - what is national wealth, where is its source and what are the methods to increase it? An analysis of his book leads to the conclusion that he came to an understanding of wealth as a natural product created by labor. This allows to put Montchretien between mercantilists and economists of the classical school of political economy.

This content is a part of the Economics collection from eLIBRARY.
If you are interested to know more about access and subscription options, you are welcome to leave your request below or contact us by eresources@mippbooks.com

Request