ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 6: ЭКОНОМИКА

0130-0105

  • Издатель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова"
  • Страна Россия
  • Ссылка https://www.elibrary.ru/title_about_new.asp?id=8511

Содержание

АМАРТИЯ СЕН И ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА

МОРЕВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

В данной статье впервые в русскоязычной экономической литературе рассматривается вклад лауреата Нобелевской премии по экономике 1998 г индийца Амартии Сена в нормативную теорию коллективных решений и общественного выбора. В работе показывается, что главное достижение А. Сена в анализе возможности общественного выбора - это обоснование необходимости межличностных сравнений при принятии коллективных решений.

АНАЛИЗ ТРУБОПРОВОДА ВСТО В РАМКАХ ТЕОРЕТИКО-ИГРОВОГО ПОДХОДА

СИДОРЕНКО ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ, САВИН ВЛАДИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ

Авторы исследовали перспективы возможных маршрутов транспортировки нефти из России в Китай и/или в Японию по трубопроводу «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО). Для этого были разработаны две игры в развернутой форме, описывающие взаимодействие трех государств, или игроков (России, Китая и Японии), их стратегии и результирующие платежи. В процессе анализа наиболее простой из двух игр было показано, что «совместный» маршрут проведения трубопровода (одновременно и в Китай, и до побережья Тихого океана) является одним из предпочтительных вариантов. Результаты анализа более сложной из двух игр (с дополнительными видами лоббизма) показывают, что оптимальным является маршрут строительства трубопровода до Тихого океана. Полученные результаты требуют дальнейшего изучения, так как в модель не были включены важные для перспектив каждого из маршрутов действия США.

ВЛИЯНИЕ СЫРЬЕВОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ НА СТРУКТУРУ ЗАНЯТОСТИ РОССИИ

ПОСТОЕВА МАРИЯ ИВАНОВНА

В приведенной статье автор исследует воздействие сырьевой направленности экономики России на структуру занятости работников. На основе сравнения данных о структуре мирового и отечественного экспорта показывается, что в противовес общемировой тенденции в экономике России преобладает сырьевая направленность и наблюдается ее дальнейшее усиление. Это способствует формированию неблагоприятной структуры занятости работников добывающих и обрабатывающих производств. Улучшить эту структуру, по мнению автора, может продуманная государственная политика.

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ТАДЖИКИСТАНА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

ШЕРАЛИЕВ ЭМОМАЛИ НУРАЛИЕВИЧ

В статье представлены проблемы развития и преобразования земельных отношений в аграрном секторе Таджикистана. Рассматривается прошлое, настоящее и будущее системы земельных отношений в целях выявления возможностей оптимизации системы землепользования и условий сельскохозяйственного производства в республике. Разработаны предложения по совершенствованию эколого-экономических механизмов регулирования земельных отношений, условий и функций земельных отношений для повышения эффективности аграрного сектора и устойчивости системы земледелия.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

ТЕНЯКОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ, КОРЧАГИНА ЗИНАИДА АЛЕКСЕЕВНА

В статье систематизированы результаты работы круглого стола «Цаголовские чтения», организованного кафедрой политической экономии экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках IV Фестиваля науки в городе Москве, состоявшегося 9-11 октября 2009 г. В представленной работе рассмотрены следующие проблемы: взаимосвязь инноваций и традиций в методологии экономической теории, возможность синтеза основных теоретических подходов, методология исследования мирового экономического кризиса, противоречий российской экономики и др.

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

ПЕТКАУ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ

Данная статья описывает основные проблемы, главные тенденции и закономерности развития лесной промышленности России. Кроме того, в работе рассматриваются экономический и правовой аспекты развития лесного хозяйства России, что актуально в связи с принятием нового Лесного кодекса Российской Федерации и Программы развития лесного хозяйства России до 2010 года.

ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ ПРИ РОСТЕ СПРОСА НА ВЫПУСКАЕМУЮ ПРОДУКЦИЮ

БУГАКОВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

Успешно работающие предприятия промышленного производства обычно отличаются многономенклатурным мелкосерийным выпуском изделий с оперативным выполнением заказов потребителей и достаточно быстрым оборотом финансовых средств. В этих условиях предприятия нуждаются в использовании новых эффективных механизмов оперативного управления, основанных на мониторинге в течение каждого месяца роста валовых затрат и валовой выручки. При значительном росте спроса на изделия в очередном месяце у предприятий может оказаться недостаточно оборотных средств. В статье показаны механизмы контроля в течение месяца роста объемов переменных, постоянных издержек, сумм выручки, что позволяет четко определить, достаточно или недостаточно оборотных средств для всех затрат возросшего объема производства. Недостаток оборотных средств может наблюдаться в тех случаях, когда часть выручки за выпущенные в течение месяца изделия поступит в следующем месяце. Механизм управления подобными ситуациями предусматривает обоснованное повышение цен на некоторые изделия, возможное сокращение постоянных, переменных затрат, получение краткосрочного кредита.

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

ТРУФКИН АНДРЕЙ СТЕПАНОВИЧ

Данная статья посвящена исследованию особенностей стратегических альянсов транснациональных корпораций (ТНК) на современном этапе развития мировой экономики. В работе проводится анализ стратегических альянсов, играющих важную роль в современных международных экономических отношениях: альянса автомобилестроителей «Renault» и «Nissan»; альянсов, в которые вступает корпорация «Boeing» в процессе создания самолета «Boeing 787»; а также альянса авиаперевозчиков «Star Alliance». Также предложена классификация основных мотивов, которыми руководствуются ТНК при вступлении в стратегические альянсы. В качестве основных мотивов выделены доступ к ресурсам и рост эффективности их использования, обучение в процессе сотрудничества, увеличение рыночной власти, снижение риска, подавление конкурентов и установление новых стандартов. Наконец, в статье приводится комплекс рекомендаций по повышению эффективности функционирования стратегических альянсов. Данный материал представляет интерес для тех, кто изучает международные экономические отношения, а также для исследователей стратегических альянсов.

РОССИЙСКИЙ КРИЗИС: ИСТОКИ И УРОКИ

БЕЛЯНОВА АНТОНИНА МИХАЙЛОВНА

В статье представлены результаты дискуссии, состоявшейся в ноябре 2009 г. в рамках проблемной группы кафедры политической экономии МГУ «Воспроизводство и национальный экономический рост» по материалам доклада проф. С.С. Дзарасова (Институт экономики РАН) «Российский кризис: истоки и уроки». Поднятые проблемы: особенности российского экономического кризиса, пути его преодоления и последствия; недостатки российской модели развития и поиски альтернативной модели; провал неоклассической ортодоксии и необходимость широкого использования альтернативных направлений экономической теории в преподавании и при определении путей и вектора экономического развития.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

БОБЫЛЕВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, СОЛОВЬЕВА СОФЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА, СИТКИНА КИРА СЕРГЕЕВНА, КИРЮШИН ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ

В статье рассматриваются особенности экологических конфликтов и их влияние на социально-эколого-экономическую систему. Делается вывод о комплексном характере экоконфликтов, а также о нарастающих противоречиях между государствами по поводу доступа к экосистемным услугам, в частности климатическим. В целях предотвращения экологических конфликтов и снижения ущерба от них необходима выработка эффективных экономических механизмов на глобальном уровне.

ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ, ПРИНИМАЕМЫМ К ПУБЛИКАЦИИ ЖУРНАЛОМ «ВЕСТНИК МГУ. СЕРИЯ 6. ЭКОНОМИКА»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА И ПРИКЛАДНОЙ СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

ЛУГАЧЕВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ, НОВИКОВА ТАМАРА ВЛАДИМИРОВНА

Статья посвящена анализу предмета и методов экономической информатики с позиций прикладного системного анализа в целях определения областей пересечения и выявления возможности формирования синергетического эффекта от применения комбинированного подхода и синтеза двух наук для решения реальных задач бизнеса.

Содержимое этой страницы является частью Экономика и экономические науки коллекции из eLIBRARY.
Если вам интересно узнать больше о возможностях доступа и подписки, вы можете оставить свой запрос ниже или связаться с нами по адресу eresources@mippbooks.com

Запрос

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 6: ЭКОНОМИКА

0130-0105

  • Publisher Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова"
  • Country Россия
  • Web https://www.elibrary.ru/title_about_new.asp?id=8511

Content

Amartya Sen and His Social Choice Theory

M o r e v D.A.

This article is the first work in Russian in regard to the contribution of Amartya Sen - Indian economist, the Nobel Prize winner in economics in 1998 - to the normative theory of collective decisions and social choice. The author shows that Sen's main achievement in analyzing possibility of social choice is the explanation of the necessity of interpersonal comparisons in collective decision-making.

Analysis of ESPO Pipelines as Part of the Game-Theoretical Access

S i d o r e n k o V.N., S a v i n V.V.

In this article the authors examine the possible energy transportation strategies for Russia, China and Japan regarding the construction of the «East Siberia - Pacific Ocean» (ESPO) oil transporting pipeline. Two games in extensive form describing the interactions between these three states, or «players», with a set of strategies and corresponding payoffs are developed. The rather very simple first one game shows that the «cooperative» scenario of building the pipeline not only to China, but also to Pacific Ocean is preferred, the more complex second one game adds the patterns of lobbyism to the game and shows that the «non-cooperative» scenario of building the pipeline only to Pacific Ocean becomes optimal after the lobbying activities are completed. However the results are to be studied carefully because the important implications regarding the US-influence in the developed games are neglected, so the study needs further analysis.

Direction of Perfection of Financing System in Russian Wood Industry

Pe t k a u I.V.

Given article contains the basic problems of development of the wood industry of Russia, the main tendencies, laws. And also considers economic and legal aspects of development of a forestry of Russia that is actual in connection with acceptance of the new Wood Code of the Russian Federation, in the light of accepted in January, 2003 the Government of the Russian Federation of the Program of development of a forestry of Russia till 2010.

Economical Informatics and Applied System Analysis

L u g a c h yov M.I., N o v i k o v a T.V.

This article deals with attempt of synthesis of economical informatics and applied system analysis approaches for real business problems solution.

Ground Relations in Agrarian Sector of Tajikistan: the Past, the Present and the Future

S h e r a l i e v E.N.

Development and transformation of land relations in agrarian sector of Tajikistan is considered in the article. The past, present and future of the system of land relations are revealed in order to determine possibilities of optimization of system of land use and agricultural production conditions in republic. Suggestions were developed on how to improve ecologic and economic regulation mechanism of land relations, conditions and functions of land relations in increasing efficiency of agrarian sector and stability of system of agriculture.

Influance of Raw Resourse Model of Economics on the Employment Structure in Russia

Po s t o e v a M.I.

The author investigates the influence of a raw orientation of Russian economy on the structure of employment of workers. Comparing the data about the structure of the world and domestic export it is shown, that in a counterbalance to the world tendencies, Russian economy is dominated by the raw resource orientation which is continuing to prevail further. This promotes the formation of an adverse employment structure of workers in extracting and processing industries. In the author's opinion, a well thought government strategy can improve this structure.

Methodology and Theory in Economic Research

Te n y a k o v I.M., K o r c h a g i n a Z.A.

In this article the results of work of a round table «Tsagolovsky readings», organised by chair of political economy of economic faculty of the Moscow State University within the limits of IV Festival of a science in the city of Moscow, taken place on October, 9-11th, 2009, are systematised. The problems, considered in it are: interrelation of innovations and traditions in methodology of the economic theory, possibility of synthesis of the basic theoretical approaches, methodology of research of a world economic crisis, contradictions of the Russian economy, etc.

Operational Management in Economics of Industrial Enterprise in the Growth of Demand of Output Goods

B u g a k ov V.M.

Successful small manufacturing enterprises are usually distinguished by multipraduct, short-run output with quick fulfillment of the orders of consumers and rather quick financial turnover. In these conditions, enterprises need using of new effective mechanism of operability on monthly base and management, based on monthly monitoring of gross expenditures and gross receipt. During significant grow of demand on the products for the next month the enterprise can find the lack of turnover assets. In this article the control mechanisms of grow of variable value, fixed charges, grow of the sums of receipt during the month are shown, which let us define the sufficiency of turnover for all the expenditures of increased production volume. The lack of turnover can appear when the part of receipt for the production comes in the next month. In these cases the management mechanism provides ground advance in prices for some products, possible reduce of constant and variable expenses and possible receiving of a short-term credit.

Socio-Economic Aspects of Environmental Conflicts

B o b y l yov S.N., S o l o v yov a S.V., S i t k i n a K.S., K i r y u - s h i n P.A.

The characteristic of environmental conflicts and their influence on socio- environmental and economic system is given in the article. There is a conclusion about complex nature of environmental conflicts. There are growing contradictions between countries about access to ecosystem services and to climate regulation, in particularly. To prevent the environmental conflicts in the future and decrease the damage development of new effective economic mechanisms on the global scale is needed.

The Peculiarities of Transnational Corporations Strategic Alliances in the Modern Economy

Tr u f k i n A.S.

The article deals with the peculiarities of transnational corporations' strategic alliances in the modern economy. Firstly, the author analyzes strategic alliances that play an important role in the modern international economy - the Renault - Nissan alliance, the Boeing Company's alliances aimed at developing «Boeing 787», and one of the airline alliances - «Star Alliance». Secondly, the main motives for entering strategic alliances are classified: access to partner's resources, knowledge and competences internalization, market power increase, risk reduction, competitors suppression and new standards establishment. Finally, the recommendations for increasing the efficiency of strategic alliances are presented. The article will be of interest to students of international economics and researchers of strategic alliances.

The Russian Crisis: Origins and Lessons Learnt

B e l ya n ov a A.M.

The article summarizes the discussion based on Prof. Dzarasov report «The Russian Crisis: Origins and Lessons Learnt» (Institute of Economy, Russian Academy of Sciences). The discussion was organized in November 2009 by 'Reproduction and Economic Growth' research group, chair of political economy, Moscow State University. The issues raised: peculiarities of the Russian economic crisis, its consequences and actions taken to battle it; deficiencies of the Russian model of economic development and search for alternative models; failure of the neoclassical orthodox approach and need to apply alternative branches of economic theory when teaching and setting up strategies of economic development of the country

ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ, ПРИНИМАЕМЫМ К ПУБЛИКАЦИИ ЖУРНАЛОМ «ВЕСТНИК МГУ. СЕРИЯ 6. ЭКОНОМИКА»

This content is a part of the Economics collection from eLIBRARY.
If you are interested to know more about access and subscription options, you are welcome to leave your request below or contact us by eresources@mippbooks.com

Request