ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 6: ЭКОНОМИКА

0130-0105

  • Издатель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова"
  • Страна Россия
  • Ссылка https://www.elibrary.ru/title_about_new.asp?id=8511

Содержание

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (ОБЗОР ИТОГОВ VII ЕЖЕГОДНОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)

ГЕРАСИМЕНКО ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВНА

Статья посвящена итогам VII ежегодной международной научной конференции «Инновационное развитие экономики России: междисциплинарное взаимодействие». Целью мероприятия было обсуждение возможностей междисциплинарного взаимодействия применительно к инновационному развитию экономики России.

КОНЦЕПЦИЯ «ВЕЗДЕСУЩЕГО ОБЩЕСТВА» И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО И ПОСТИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В ЯПОНИИ

БЕЛОВА ЛЮДМИЛА ГЕОРГИЕВНА

В статье представлены результаты исследования, предметом которого послужили государственные программы построения в Японии информационного и постинформационного общества. Цель исследования заключалась в выявлении реального вектора общественного развития одной из наиболее прогрессивных стран мира с тем, чтобы сформулировать возможный ориентир развития на ближайшее будущее для России. В процессе проведенного анализа была выявлена принципиальная возможность влияния процесса совершенствования информационного и построения постинформационного общества на переход Японии к парадигме устойчивого развития; раскрыта специфика процесса построения информационного и постинформационного общества в Японии; проанализированы наиболее значимые факторы и стратегии совместных усилий государства и бизнеса по устойчивому развитию страны. В ходе исследования автор пришел к выводу, что информационное общество, основанное на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) и знаниях, является реальным вектором общественного развития в обозримом будущем и предполагает соответствующую этому вектору государственную политику.

КРЕДИТНЫЕ ДЕРИВАТИВЫ КАК УГРОЗА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИСТЕМНОГО РИСКА

РУБЦОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

Статья посвящена анализу функционирования кредитных деривативов (точнее основной их разновидности - кредитных дефолтных свопов, или CDS) как фактора системного риска. В частности, исследуется воздействие кредитных свопов на работу всей современной финансовой системы. Также указывается, что один из мифов о кредитных деривативах заключаются в том, что они якобы уменьшают риск. На самом деле они лишь переводят риск с одного лица на другое, желающее такой риск принять. Трансформация рисков в итоге создает тесную взаимозависимость всех участников кредитных рынков, а также способствует концентрации рисков в руках отдельных игроков, которые в случае наступления непредвиденных ситуаций не способны погасить взятые на себя обязательства. Результатом этого является эффект «домино», который приводит к кризису всей финансовой системы. События 2008 г. наглядный тому пример.

ОСНОВЫ МОДЕЛИ ШВЕДСКОЙ ЭКОНОМИКИ

РЫБАЛКИН ВЯЧЕСЛАВ ВАЛЕРЬЕВИЧ

В статье рассматриваются концепции по регулированию национальной экономики, выдвинутые наиболее известными экономистами Стокгольмской школы в конце XIX - начале ХХ в., и социально-общественное положение Швеции в этот период. Также анализируется переход шведской экономики от чисто рыночного хозяйствования к современному «скандинавскому социализму», роль правительственных структур и влияние политического устройства на описываемый процесс в течение XX в. Помимо этого в работе выделены особенности, которые, по мнению автора, способствовали превращению Швеции в конце XIX в. из страны - экспортера сырья для ведущих промышленных держав в одного из современных мировых лидеров технологического развития.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТОВ В ФИНЛЯНДИИ

МАХЛАМЯКИ-КУЛТАНЕН СЕЙЯ

Глобализация и развитие информационных технологий вызывают быстрое изменение трудовой жизни и профессий. Сегодня сама профессия и необходимые профессиональные знания перестали быть чем-то приобретенным раз и навсегда. Современные профессии становятся динамичными, непрерывно меняющимися, что требует постоянного обновления профессиональных навыков. Поэтому навыки преподавателей высшей школы должны соответствовать новым запросам, а сами преподаватели должны все время развиваться и совершенствоваться. Профессиональное педагогическое образование в Финляндии пользуется международным признанием благодаря высокому уровню профессионализма самих преподавателей, а также тому, что обучение носит исследовательский характер. Поэтому в данной статье проанализирована научная основа профессионального педагогического образования в Финляндии, его реализация и связь с изменениями в трудовой жизни. Данный анализ произведен на примере учебного плана педагогического факультета Университета прикладных наук региона Хяме (ХАМК). Проведенное исследование показывает, что пpограмма педагогического обучения преподавателей, получаемого без отрыва от производства, отвечает поставленным перед ней задачам. Она требует от обучаемых вовлеченности и активного погружения в учебный процесс. О его организации обучаемые отзываются положительно. В учебном плане особое значение придается важности развития самого преподавателя; в нем также представлено идеальное видение преподавательской деятельности. Для сохранения своей квалификации преподаватель обязан непрерывно совершенствоваться в профессиональном плане.

РОЛЬ КЛАСТЕРОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

РАССАДИНА АЛЛА КОНСТАНТИНОВНА

Сохраняющийся интерес к кластерам со стороны академических и прикладных исследователей связан со взаимной обусловленностью процессов кластеризации, ускорением инновационной деятельности и повышением конкурентоспособности. В качестве систем региональной экономической активности и инноваций кластеры развиваются, пользуясь преимуществом географической близости входящих в них фирм, наличием совместно используемых рынков специализированной рабочей силы, возможностью создания знаний и их распространения, наличием специальных сетей по обеспечению производства, а также существованием сложной структуры социальных взаимоотношений. Все это в совокупности создает мощный синергетический эффект. В статье рассматриваются особенности возникновения и функционирования инновационных кластеров в развитых экономиках, а также специфические черты, лежащие в основе их конкурентоспособности. Обращение к определенным направлениям кластерных процессов в передовых странах представляет интерес в свете необходимости развития инновационной составляющей отечественных кластеров.

ЭФФЕКТЫ ПЕРЕТЕКАНИЯ ВОЛАТИЛЬНОСТИ И ЗАРАЖЕНИЯ НА ФОНДОВЫХ РЫНКАХ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ И ЛОКАЛЬНЫХ ЛИДЕРОВ (ЧАСТЬ 1)

АСАТУРОВ КОНСТАНТИН ГАРРИЕВИЧ, ТЕПЛОВА ТАМАРА ВИКТОРОВНА

Исследование посвящено выявлению устойчивых связей между фондовыми рынками трех географических регионов и включает до- и посткризисный периоды. Предложена модель ARMA-DCC-GARCH, позволяющая оценить динамическую корреляцию фондовых рынков и получить количественные оценки эффектов перетекания волатильности (Volatility Spillover Effects). Модель основана на данных 26 глобальных и локальных фондовых рынков трех регионов (Америка, Европа и Азия) в период с 1995 по 2012 г. В ходе исследования было показано, что американский рынок является источником волатильности для мировых рынков, а немецкий, британский и французский рынки - для европейских фондовых рынков. Немецкий индекс DAX вопреки ряду утверждений не может быть признан доминирующим в европейском регионе. Роль «экспортера волатильности» принадлежит фондовому рынку Великобритании. Рынки США, Великобритании, Германии и Франции оказывают большее влияние на развивающиеся рынки капитала, чем на развитые. Анализ волатильности рынков Восточной и Северной Европы позволил сделать вывод, что из двух рынков (Россия и Польша) доминирующая роль передачи волатильности принадлежит России.

Содержимое этой страницы является частью Экономика и экономические науки коллекции из eLIBRARY.
Если вам интересно узнать больше о возможностях доступа и подписки, вы можете оставить свой запрос ниже или связаться с нами по адресу eresources@mippbooks.com

Запрос

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 6: ЭКОНОМИКА

0130-0105

  • Publisher Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова"
  • Country Россия
  • Web https://www.elibrary.ru/title_about_new.asp?id=8511

Content

Credit Derivatives as a Factor of Systemic Risk

Rubtsov N.N.

The article analyzes the functioning of credit derivatives (first of all credit default swaps, or CDS) as a factor of systemic risk. The article examines the impact of credit default swaps on the functioning of the entire modern financial system, states that one of the myths about credit derivatives lies in the fact that they supposedly reduce the risk. In fact, they only transfer risk from one person to another, willing to take the risk. The end result of this risks transformation is a close interdependence between all participants of credit markets and the huge concentration of risks in the hands of individual players, who in case of unforeseen situations face the inability to pay on their obligations. The result is a domino effect that leads to a crisis of the financial system. The 2008 events is a vivid example of such a situation.

Foundations of Swedish Economy Model

Rybalkin V.V.

The article surveys the theories of national economy regulation introduced by eminent economists of the Stockholm School in the late XIX - early XX centuries and the social situation in Sweden during this period. The article also analyzes the transformation of Swedish economy during XX century from a relatively pure market economy to a modern “Scandinavian socialism”, focuses on the role of government agencies and the influence of the political system on this process. In addition, the paper highlights those features which, according to the author, contributed to Sweden's shift from the raw materials supplier of the leading industrial powers in the late XIX century to a current world leader in technological development.

Innovative Development of Russian Economy: Interdisciplinary Interaction (Overview of the VII Annual International Scientific Conference Outcome)

Gerasimenko V.V.

The article addresses the results of the VII Annual International Scientific Conference “Innovative development of Russian economy: interdisciplinary interaction”. The aim of the conference was to discuss the opportunities of interdisciplinary interaction in relation to the innovative development of the Russian economy.

Pedagogical Education for University Teachers in Finland

Mahlamäki-Kultanen S.

The world of work and occupations are changing rapidly as globalisation and digitalisation make headway. Today the occupation and its necessary competence requirements stopped being acquired once and forever. Modern professions become dynamic, should constantly reinvent themselves and be maintained by upgrading the competence. Consequently, the pedagogical competence of HEI teachers must also meet the new requirements, and the teachers should continuously widen the scope of their interests. Professional teacher training in Finland is internationally acknowledged thanks to high professionalism of instructors and due to the fact that training is based on research. The article analyses the scientific foundation of professional teacher training in Finland, its implementation and relationship with the changing world of work drawing on the example of the curriculum of HAMK University of Applied Sciences. The analysis of the curriculum shows that pedagogical studies for in-work learners meet the requirement of dynamism. They require involvement and active participation of the learners in the teaching process and its implementation receives positive student feedback.. The curriculum focuses on developing the teacher’s work and provides an idealistic view on what it is to work as a teacher. A strive for continuous professional growth stems from pedagogical competence.

The Concept of Ubiquitous Society and Government Programs of the Information and Post-Information Society Building in Japan

Belova L.G.

The article presents the results of the study, the subject matter of which are the public programs of building Information and Post-information society in Japan. The purpose of the study is to identify the real vector of social development of one of the most developed countries of the world - Japan, in order to formulate a possible development landmark for the foreseeable future for Russia. The study reveals the influence of improving information and building post-information society on the process of Japan’s transition to the paradigm of sustainable development; examines the specificity of building the information and post-information society in Japan; analyses the most important factors and strategies of joint efforts of the government and business aimed at the country’s sustainable development. The author cames to the conclusion that the informational society as a society based on information and communication technologies (ICT) and knowledge, represents a real vector of social development for the foreseeable future and presupposes a corresponding state policy.

The Role of Clusters in the Modern Economy: Evidence from Abroad

Rassadina A.K.

The existing interest of researchers in clusters is based on the interdependence between clusters development on the one hand and the acceleration of innovation activity and growing competitiveness on the other. As systems of regional economic activity and innovations, clusters are developing due to the advantage of proximity, shared markets of specialized labor force, knowledge creation and transfer, network of supportive services together with a complex framework of social interaction, producing as a result a profound synergetic effect. The article examines the peculiarities of emergence and development of innovative clusters in advanced economies as well as specific features underlying their competitiveness. Such analysis seems to be of great importance taking into consideration the development of Russian clusters’ innovative component.

Volatility Spillover and Contagion Effects on Stock Markets: Global and Local Leaders Determination (part 1)

Asaturov K.G., Teplova T.V.

The study focuses on the identification of stable relations between the stock markets of three geographic regions, including pre- and post-crisis periods. The paper demonstrates the applicability of the ARMA-DCC-GARCH model, allowing to provide a detailed examination of the dynamic correlation between 26 stock markets in the three regions (America, Europe and Asia) over the period of 1995-2012. We examine the volatility spillover effects and conditional correlations among the international equity markets. The country stock index is considered as an indicator of market dynamics. The results show that the US market (S&P500 index) is the main volatility transmitter worldwide, whereas the UK, German and French markets are the sources of volatility for the European developed and emerging European equity markets. However, the German DAX index, contrary to some studies, cannot be considered as a dominant one in the European region, in spite of the leadership of the German economy. The study shows that the role of “exporting volatility” or volatility transmitter belongs to the UK stock market. We also found that the US, the UK, Germany and France have a greater influence on emerging markets rather than on developed ones. Between the two markets in the North and East European region (Russia and Poland) the dominant transmitter role belongs to Russia.

This content is a part of the Economics collection from eLIBRARY.
If you are interested to know more about access and subscription options, you are welcome to leave your request below or contact us by eresources@mippbooks.com

Request