ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

Содержание

БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ (СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ)

КУЗЬМИНОВ Я., ФИЛОНОВИЧ С.

В статье рассматривается специфика бизнес-образования как важного элемента современной инфраструктуры бизнеса. Обсуждаются различные схемы построения подготовки менеджеров и текущее положение дел в этой области России. Намечены перспективы развития бизнес-образования в России в контексте проводимых социально-экономических реформ, а также возможные трудности этого развития.

ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОСТИ

МЕНЬШИКОВ С.

ЗНАНИЯ ОБ УПРАВЛЕНИИ ЗНАНИЯМИ

КЛЕЙНЕР Г.Б.

КОНВЕРГЕНЦИЯ МОДЕЛЕЙ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ТРЕТЬЯКОВ М.

В статье анализируется процесс конвергенции аутсайдерской и инсайдерской моделей корпоративного управления. Рассматриваются характеристики базовых и промежуточных систем корпоративного управления, а также изменение роли основных агентов корпоративного управления. Главными факторами процесса конвергенции являются глобализация финансовых и товарных рынков, сближение правовых норм, открытый обмен идеями и информацией. Однако это не означает унификацию институциональной среды и национальных институтов корпоративного управления.

ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА: ТРУДНЫЙ ПОИСК СВОЕГО ПУТИ

РОМАНОВА З.

В статье рассмотрены финансово-экономические проблемы и противоречия в Латинской Америке в условиях глобализации и рыночного либерализма. Происшедшие неблагоприятные перемены вызвали потребность в корректировке курса как в крупных, так и в малых странах региона. Автор анализирует новую стратегию развития, адекватную для Латинской Америки с ее особым геополитическим положением, демографической структурой и историей.

МАКРОАНАЛИЗ ВАЛЮТНОГО КУРСА: ОТ КАССЕЛЯ ДО ОБСТФЕЛЬДА И РОГОФФА

МОИСЕЕВ С.

Последние нескольких десятилетий ознаменовались многочисленными важными изменениями в теории и эмпирических исследованиях валютных курсов. Данная статья представляет собой обзор моделей валютных курсов от классического паритета покупательной способности до новой макроэкономической теории открытой экономики. Существенное внимание уделяется пяти направлениям анализа: подход товарного рынка, теория оптимальной валютной зоны, монетаристский подход, новые изменения в макроэкономической теории открытой экономики и несколько эмпирических моделей валютных курсов.

МЕТРОПОЛИСЫ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ

МАРШАН П., САМСОН И.

В 1991 году, когда Россия снова стала открытой страной, мир превратился в глобальный мир, где экономическое пространство регионов - глобальных экономических игроков - организуется крупнейшими городами - метрополисами. Согласно новейшим исследованиям, метрополис - городской центр с не менее чем миллионом жителей, концентрирующий функции управления и предоставления корпоративных услуг высшего уровня. Его экономическое могущество позволяет процветать внутреннему пространству региона и устанавливать тесные связи с мировой экономикой. Эмпирические исследования показывают показывает, что существование одного или нескольких метрополисов - важное условие экономического развития и конкурентоспособности стран. В статье исследуется вопрос о том, смогут ли регионы сверхцентрализованного постсоветского экономического пространства, не имеющего метрополисов, кроме Москвы, стать мощными глобальными экономическими игроками. Необходимая предпосылка устойчивого экономического роста в России - превращение ряда российских крупных городов помимо Москвы в реальные метрополисы.

О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ НА ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ

НОВИКОВ В.

В статье выделяется базовый пункт дискуссии об антимонопольной политике - теория прав собственности. Критическому обсуждению подвергается как собственно новая институциональная теория прав собственности, так и лежащие в основе ее рекомендаций ценностные суждений. На основе проведенного анализа автор делает вывод о необходимости изменения задач антимонопольной политики и выдвигает практические предложения по ее корректировке.

О ФИНАНСОВОМ МЕХАНИЗМЕ ДЛИННОВОЛНОВЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

СЕРГИЕНКО Я.

В статье анализируются основные проблемы финансирования долгосрочного технико-экономического развития в рыночной экономике. Показано, что в настоящее время отсутствует целостное теоретическое обоснование финансового механизма перехода от одной ""волны" технико-экономического развития к другой. В существующих работах длинноволновые изменения в финансовой системе рассматриваются в качестве дополнительного механизма, косвенно влияющего на экономическую динамику, и подстраивающегося под уже реализованные технико-экономические нововведения. На основе исторических и статистических данных в статье доказывается, что нововведения в финансовой системе предшествуют широкой коммерциализации новой технико-экономической парадигмы и являются ее необходимым условием. При этом распространение новых технико-экономических принципов сопровождается особой динамикой институциональных изменений. Основной характеристикой этого процесса является последовательная смена этапов: сначала создание, а затем разрушение неформальных институтов, структурирующих взаимоотношения новаторов, и их интеграция в доминирующую институциональную среду.

РАЗВИТИЕ БРИТАНСКИХ СТАНДАРТОВ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ: ДОКЛАД ХИГГСА

ГРАЧЕВА М.

В 2001-2002 гг. в развитых странах было отмечено множество скандалов, связанных с искажением компаниями финансовой отчетности и нарушением принципов надлежащего корпоративного управления. В результате регулирующие органы стали уделять больше внимания роли советов директоров в предотвращении подобных случаев, причем особый акцент был сделан на изучении функций и полномочий неисполнительных директоров. Серьезные меры были предприняты в Великобритании - стране, в которой первые стандарты корпоративного управления были разработаны еще в начале 1990-х годов. В статье анализируется документ, опубликованный в январе 2003 г. - доклад Д. Хиггса о роли неисполнительных директоров в системе корпоративного управления. Рассматриваются особенности британской системы корпоративного управления и приводятся основные положения доклада.

РОБЕРТ ЭНГЛ И КЛАЙВ ГРЕНДЖЕР: НОВЫЕ ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ 2003 ГОДА ПО ЭКОНОМИКЕ)

КАНТОРОВИЧ Г., ТУРУНЦЕВА М.

Статья посвящена описанию достижений Роберта Энгла и Клайва Гренджера, которые позволили преодолеть серьезный кризис с области макроэкономических исследований и анализе финансовых рынков. В первой части работы рассмотрены основные понятия теории коинтегрированных случайных процессов и методы оценки коинтеграционных соотношений; кратко описаны области применения данной теории и возможные ее расширения. Вторая часть работы посвящена моделям финансовых временных рядов: сформулированы основные предпосылки, предложенного Р. Энглом метода, описаны его наиболее распространенные расширения и области применения.

РОЛЬ ПРУДЕНЦИАЛЬНОГО НАДЗОРА В ПРОЦЕССЕ СТРАХОВАНИЯ ДЕПОЗИТОВ

АБДУЛЛАЕВ Ш.

В настоящее время положение в банковской системе постсоветских стран характеризуется низким уровнем ликвидности банков, а ситуация в экономике не позволяет рассчитывать на привлечение ресурсов иностранных инвесторов в значительных объемах. Поэтому основным источником денежных накоплений здесь становятся сбережения граждан. Переломить тенденцию устойчивого недоверия граждан к размещению своих сбережений в коммерческих банках и возвратить эти средства в хозяйственный оборот могло бы создание общегосударственной системы гарантирования вкладов в коммерческих банках.

РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ ИНВЕСТИЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ

БУЛАТОВ А.

Россия весьма своеобразно участвует в мировом инвестиционном процессе. Имея очень высокую норму сбережения, страна тратит значительную часть сбережений на вывоз капитала, преимущественно в форме его бегства, который превышает небольшой ввоз капитала. Это вызвано как дефектами инвестиционного климата в стране, так и проведенной ранее ускоренной приватизацией и проводимой до сих пор либеральной макроэкономической политикой.

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

ГОРОДЕЦКИЙ А., МОРУКОВА А.

В статье анализируются альтернативные варианты концепции единого государственного финансового контроля. Рассмотрена целостная его система, взаимодействие ее основных элементов, функции и механизмы функционирования данной системы. Аргументированы подходы к учету и реализации принципа федерализма в деятельности Счетной палаты РФ. Обоснованы механизмы ее взаимодействия с правоохранительными органами.

Содержимое этой страницы является частью Экономика и экономические науки коллекции из eLIBRARY.
Если вам интересно узнать больше о возможностях доступа и подписки, вы можете оставить свой запрос ниже или связаться с нами по адресу eresources@mippbooks.com

Запрос

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

Content

Business Education in Russia: Current State and Perspectives

Kouz'minov Ya., Filonovich S.

Specifics of business education as an important element of business infrastructure is considered in the article. Various models of managerial education and current situation in Russia in this field are discussed. Perspectives of Russian business education development are presented in the context of social and economical reforms, as well as potential difficulties that it may face.

Convergence of Corporate Governance Models

Tretyakov M.

The article focuses on the analysis of the process of convergence of outsider and insider models of corporate governance. Chief characteristics of basic and intermediate systems of corporate governance as well as the changing role of its main agents are under examination. Globalization of financial and commodity markets, convergence of legal systems, an open exchange of ideas and information are the driving forces of the convergence of basic systems of corporate governance. However the convergence does not imply the unification of institutional environment and national institutions of corporate governance.

Development of Corporate Governance Standards in UK: The Higgs Report

Gracheva M.

In 2001-2002 numerous scandals have occurred in developed countries in connection with financial reports' distortions and breaches of good corporate governance principles. As a result, regulatory bodies began to study the role of boards of directors in preventing such cases, putting an emphasis on the duties and powers of non-executive directors. Serious steps have been taken in United Kingdom, where the first corporate governance standards were established in the beginning of the 1990s. The article analyses the document published in January 2003 - the review of the role and effectiveness of non-executive directors prepared by D. Higgs team. The author considers the peculiarities of the British corporate governance system and examines most important provisions of the Higgs report.

Knowledge on the Management of Knowledge

Kleiner G.B.

Latin America in Difficult Search of Its Way

Romanova Z.

The article is devoted to the analysis of economic and financial problems and contradictions accumulated in Latin America under conditions of globalization and market liberation. The originated unfavorable changes gave rise to the need of policy correction in big and small countries. The author analyses a new strategy of development adequate for Latin America with its specific geopolitical situation, demographic structure and history.

Macroanalysis of Exchange Rate: From Cassel to Obstfield and Rogoff

Moiseev S.

In the last few decades exchange rate economics has seen a number of important developments, with substantial contributions to both the theory and the empirics of exchange rate determination. This article presents a survey of exchange rate models from classical purchasing power parity to new open economy macroeconomics. Significant attention is given to five directions of analysis: goods market approach, optimum currency area theory, monetarist's approach, new developments into the open economy macroeconomic theory, and several empiric models of exchange rate.

Metropolises and Russia's Economic Development

Marchand P., Samson I.

In 1991, when Russia opened again, the world became a global world, where the regions organised by metropolises turned into global economic players. According to the newest research, a metropolis is an urban centre of not less than a million of inhabitants, concentrating upper service and control functions, disseminating prosperity to its hinterland and acting as "commutator" with the world economy. Empirical evidence shows that the existence of one or a few metropolises is the important condition of the wealth and competitiveness of countries. The paper investigates the question whether the overcentralised and non-metropolised post-Soviet economic space could become a mighty global economic player. The transformation of some Russian big cities besides Moscow into real metropolises is required in that respect.

On the Financial Mechanism of Long-wave Technological and Economic Changes

Sergienko Ya.

This article analyses basic problems in financing of long-term technological and economic development in a market economy. The author demonstrates that the entire theoretical basis for transition from one wave of technological and economic development to another is now absent. In many investigations long-wave innovations in a financial system are considered as a complimentary mechanism that indirectly influences the economy and adds to already realized technological and economic innovations. The article maintains that innovations in a financial system precede and determine wide commercial success of a new technological and economic paradigm. This conclusion is based on historical and statistical data. The diffusion of new technological and economic principles is accompanied by special institutional change dynamics. The main characteristic of this process is a consequent change of phases: creation and destruction of informal relationships among innovators and their integration into a dominating institutional framework as the next step.

On the Right of Property on Externalities

Novikov V.

The basis of discussion on antitrust policy - the property rights theory - is identified in the article. The author analyses both some aspects of the new institutional theory and value judgments that are used in defining goals of state economic policy. He concludes that the tasks of antitrust policy should be changed and proposes some directions for such correction.

Prudencial Supervision in the Process of Deposit Insurance

Abdullaev Sh.

The present state of the banking systems in the post-Soviet countries is characterized by a low level of liquidity and the situation in the economy does not allow to rely upon attracting resources of foreign investors in meaningful volumes. That is why the main sources of monetary funds are the savings of citizens. The creation of governmental deposit insurance systems could overcome the situation of steady mistrust of population in depositing their savings with commercial banks and help return these funds into economic turnover.

Robert Engle and Clive Granger: New Spheres of Economic Research

Kantorovich G., Touruntseva M.

This paper is dedicated to the achievements of Robert Engle and Clive Granger which allowed to overcome a serious crisis in macroeconomics and financial market analysis. The main concepts of cointegration theory and different estimation methods of cointegration equations are considered in the first part of the paper. The areas of application of cointegration theory and possible extensions are briefly described as well. The financial time series model with conditional heteroskedastisity is analyzed in the second part of the paper. The main prerequisites of the method suggested by R. Engle are formulated and its extensions and areas of application are defined.

Russia in the World Investment Process

Bulatov A.

Russia's participation in the world investment process is quite original. With a very high savings rate the country spends a substantial part of savings on outward investment especially on capital flight which exceeds little inward investment. This situation is generated by defects of the national investment climate as well as by the previous accelerated privatization and liberal macroeconomic policy pursued so far.

The Formation of the United System of State Financial Control

Gorodetsky A., Morukova A.

Alternative variants of the united state financial control conception are analysed in the article. The authors consider the whole system of such control, interaction of its basic elements, its functions and mechanisms. Directions of accounting and realization of fiscal federalism of the Chamber of Accounts activity are argued. Mechanisms of its cooperation with law enforcement organs are indicated.

The Global Economy as the Most Important Phenomenon of the Present

Men'shikov S.

This content is a part of the Economics collection from eLIBRARY.
If you are interested to know more about access and subscription options, you are welcome to leave your request below or contact us by eresources@mippbooks.com

Request