ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

Содержание

ВЫБОР АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: СОБЛАЗНЫ, РИСКИ И САМОКОНТРОЛЬ

БУКИН КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ, ЛЕВИН МАРК ИОСИФОВИЧ, ШИЛОВА НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА

В статье анализируются исследования потребительского выбора аддиктивных товаров (товаров привыкания). Даны краткий ретроспективный обзор истории этих исследований и подробный разбор современных работ в русле теории выбора, учитывающей эволюцию предпочтений во времени при наличии аддикции. Такие предпочтения ведут к отклонению поведения нормального агента от рациональности под влиянием искушений, привыкания, стремления иметь больший выбор и др.

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ БЕЗ ЭМОЦИЙ

ВИНОКУРОВ ЕВГЕНИЙ ЮРЬЕВИЧ

В статье подводятся предварительные итоги становления Таможенного союза и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Хотя после начальной фазы быстрого роста прогресс замедлился, ЕАЭС следует рассматривать не как исключение из правил, а как один из действующих таможенных союзов со своими достижениями и проблемами. В статье охарактеризованы евразийские институты, формирование единого рынка товаров и услуг, состояние торговых и инвестиционных потоков между странами - членами ЕАЭС, работа по ликвидации и унификации нетарифных барьеров, проблемы координации макроэкономической политики, политика по созданию сети зон свободной торговли и соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, а также данные об общественном восприятии евразийской интеграции.

ИДЕИ ДЛЯ БУДУЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА (К 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКАДЕМИКА Т. С. ХАЧАТУРОВА)

БОБЫЛЕВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, ФАЛЬЦМАН ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ

В статье анализируется вклад академика Т. С. Хачатурова в развитие экономической теории и практики. Выделяются следующие направления его пионерных исследований и прикладных разработок: основы теории эффективности экономического роста, эффективность капитальных вложений, экономика рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, экономика транспорта.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ DSGE ДЛЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ: ЕСТЬ ЛИ ПЕРСПЕКТИВА?

МАЛАХОВСКАЯ ОКСАНА АНАТОЛЬЕВНА

Работа посвящена сравнению качества точечных макроэкономических прогнозов, построенных с помощью структурной динамической стохастической модели общего равновесия (DSGE) и векторных авторегрессионных моделей (VAR, BVAR). На базе среднеквадратических ошибок прогноза сделан вывод о том, что хотя, как правило, DSGE-модель уступает в точности модели BVAR, существенных отличий у них нет. Для некоторых рассмотренных переменных и некоторых прогнозных горизонтов именно DSGE-модель позволяет получить прогноз с минимальной ошибкой.

КОМПАНИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ: СТРУКТУРА СОБСТВЕННОСТИ И РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ

АБРАМОВ АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ, РАДЫГИН АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ, ЧЕРНОВА МАРИЯ ИГОРЕВНА

В статье исследуются структура собственности компаний с государственным участием (КГУ) и их роль в российской экономике. На примере выборки из 114 крупнейших компаний оценены размеры пакетов акций (долей), находившихся в прямой и косвенной федеральной собственности в 2006-2014 гг. Оценка роли КГУ в экономике осуществлялась на основе двух методик, позволяющих сопоставлять полученные результаты с данными ОЭСР и показателями Росстата по более обширной выборке российских компаний, составляющих государственный сектор экономики. В 2006-2014 гг. выявлены тенденция уменьшения доли капитализации КГУ в общей капитализации российского рынка акций, а также некоторый рост их доли в объемах выручки и численности занятых. Показано, что публичные КГУ демонстрируют значительно более высокие показатели производительности труда по сравнению с непубличными КГУ, а полностью частные компании имеют заметное преимущество по показателю производительности труда по сравнению с публичными КГУ. Хотя частные компании существенно превосходят КГУ по критерию производительности труда, за рассмотренный период этот разрыв сокращался. Это может быть обусловлено тем, что в условиях повышенной финансовой волатильности и стагнации экономики КГУ имели определенные преимущества в части доступа к источникам долгосрочного финансирования и иным формам государственной поддержки.

МЕХАНИЗМЫ РОСТА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ОБОСТРЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ПРОБЛЕМ В МИРЕ

ЕРШОВ МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ

В мировой экономике по-прежнему сохраняются многие проблемы, о которых уже неоднократно говорилось. Более того, к ним добавляются и принципиально новые. Теперь одновременно наблюдаются и низкие темпы роста экономики в большинстве стран, и рост государственного долга, и перегрев на фондовых рынках. При этом все более заметна невостребованность финансовых ресурсов в реальной экономике на фоне отрицательных процентных ставок по многим инструментам. Вновь возникают проблемы у крупнейших международных коммерческих банков. Одновременно государство оказывает все более масштабное содействие участникам экономики и стремится поддерживать развитие различных рынков.

ОТКРЫТОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ КАК ИСТОЧНИК ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

КАДОЧНИКОВ ПАВЕЛ АНАТОЛЬЕВИЧ, КНОБЕЛЬ АЛЕКСАНДР ЮРЬЕВИЧ, СИНЕЛЬНИКОВ-МУРЫЛЕВ СЕРГЕЙ ГЕРМАНОВИЧ

В работе исследуются меры по интеграции России в мировую экономику, направленные на возобновление экономического роста. Выделяются условия открытости и механизмы, за счет которых расширение торговли с другими странами и увеличение взаимных инвестиций способствуют экономическому росту в России. Формулируются предложения по дальнейшему развитию поддержки экспорта, интеграционной повестке, реформированию соответствующих институтов.

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ МАКРОЭКОНОМИКА: НА ПУТИ К НОВОМУ СИНТЕЗУ?

НИКИФОРОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ, АНТИПИНА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

В статье анализируются возможности синтеза оптимизационных моделей«новых кейнсианцев» с концепциями поведенческой экономики. Современные подходы позволяют строить макроэкономические модели, адекватные эмпирическим данным, их совокупность можно трактовать как потенциальную исследовательскую программу и будущий синтез традиционной теории и поведенческой экономики.

Содержимое этой страницы является частью Экономика и экономические науки коллекции из eLIBRARY.
Если вам интересно узнать больше о возможностях доступа и подписки, вы можете оставить свой запрос ниже или связаться с нами по адресу eresources@mippbooks.com

Запрос

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

Content

Behavioral macroeconomics: Towards a newsynthesis?

Nikiforov Alexander, Antipina Olga

This article overviews the existing possibilities of synthetizing New Keynesian optimization models with the research in behavioral economics. These approaches allow to build empirically adequate macroeconomic models and to expound this framework as a new research program, as a unification of traditional macroeconomic theory and behavioral economics.

Choice of addictive behavior: Temptation, risks, and self-control

Bukin Kirill, Levin Mark, Shilova Nadezhda

Today there are several common approaches to the study of addictive consumer choice. However, one of the existing approaches is often overlooked due to its complexity. This article aims to fill this gap. We start with a brief retrospective overview of the history of the issue and proceed by a detailed analysis of current research in the field of choice theory which takes into account the evolution of preferences over time in the presence of addiction. These preferences lead to deviation of a rational consumer from rationality under the influence of temptation, addiction, desire to have a greater choice etc.

DSGE-based forecasting: What should our perspective be?

Malakhovskaya Oxana

The article compares the accuracy of point forecasts made with a structural dynamic stochastic general equilibrium model (DSGE) to those made with vector autoregressions estimated by OLS (VAR) and by Bayesian methods (BVAR). The main question addressed in the article is whether DSGE-based forecasts are as accurate as non-structural model ones. The comparison is made on the ground of mean squared forecast errors. The results show that the forecasting ability of the DSGE model is in general inferior to that of the BVAR. However, the difference is not critical. Moreover, for some variables and forecasting horizons, the DSGE model produces the forecast with the lowest error among all three models in question.

Eurasian Economic Union: A sober look

Vinokurov Evgeny

The paper appraises current progress in establishing the Customs Union and the Eurasian Economic Union (EAEU). Although the progress has slowed down after the initial rapid advancement, the Union is better viewed not as an exception from the general rules of regional economic integration but rather as one of the functioning customs unions with its successes and stumbling blocs. The paper reviews the state of Eurasian institutions, the establishment of the single market of goods and services, the situation with mutual trade and investment flows among the member states, the ongoing work on the liquidation/unification of non-tariff barriers, the problems of the efficient coordination of macroeconomic policies, progress towards establishing an EAEU network of free trade areas with partners around the world, the state of the common labor market, and the dynamics of public opinion on Eurasian integration in the five member states.

On the mechanisms of growth of the Russian economy under conditions of worsening financial problems in the world

Ershov Mikhail

Many challenges that have recently emerged in the world economy still exist. Moreover, new problems have appeared. Now we can see at the same time low economic growth in many countries, rising public debts, overheating of stock markets. The fact that alongside with negative interest rates financial resources are not in demand becomes more obvious. Major international banks meet rising problems again. In this environment government interference to support economic players and different markets is getting more pervasive.

Openness of the Russian economy as a source of economic growth

Kadochnikov Pavel, Knobel Alexander, Sinelnikov-Murylev Sergey

The paper considers measures on Russia's integration into the global economy, aimed at the economic growth resumption. It analyzes conditions and mechanisms due to which the expanding trade and mutual investment with other countries contribute to economic growth in Russia. The paper provides policy recommendations for export support, regional economic integration agenda and the institutions reform.

State-owned enterprisesin the Russian market: Ownership structure and their role in the economy

Abramov Alexander, Radygin Alexander, Chernova Maria

This article analyzes the ownership structure of companies with state participation and their role in the Russian economy. Using a sample of 114 largest companies we have estimated direct and indirect state participation as percentage of shareholdings which are in direct and indirect federal property in 2006-2014. We have used two methods for estimating the role of state-owned enterprises (SOEs), which allowed us to compare our results with those of OECD and Rosstat statistics for the broader sample of Russian companies in the public sector. This article reveals the decline of SOEs' share in the capitalization of the Russian stock market as well as a slight increase of their share in total revenue and employment. The results show that public SOEs, demonstrate significantly higher productivity compared to non-public SOEs and private companies have a distinct advantage in productivity compared with public SOEs. Despite the significant advantages in productivity of private companies over the SOEs, over 9-year period we observed a reduction of this gap. This may be due to the fact that in conditions of high financial volatility and stagnation of the economy SOEs had certain advantages in terms of access to sources of long-term funding and other forms of state support. However, SOEs with indirect state control had a rapid growth in revenue and productivity in comparison with the rest of them. This may indicate the presence of a specific stock selection mechanism for transferring more effective SOEs from direct state ownership to indirect control as an alternative to privatization.

The ideas for future economic growth (To the 110th birth anniversary of academician T. S. Khachaturov)

Bobylev Sergei, Faltsman Vladimir

The article analyzes academician T. S. Khachaturov contribution to the development of economic theory and practice. We name the following areas of his pioneering research and applications: the basic theory of economic growth efficiency, investment efficiency, natural resource and environmental economics, transport economics.

This content is a part of the Economics collection from eLIBRARY.
If you are interested to know more about access and subscription options, you are welcome to leave your request below or contact us by eresources@mippbooks.com

Request