ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

Содержание

ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ РОСТ И НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ

ГАЙДАР Е.

В статье показано, что после трансформационного спада постсоветские государства перешли к стадии роста. Но этот рост, называемый восстановительным, неизбежно носит затухающий характер, и сегодня в России его возможности практически исчерпаны. Однако задача заключается не в том, чтобы "подстегнуть" темпы роста, - это может оказаться опасным. Необходимо сосредоточить усилия на подготовке и проведении комплексных, взаимоувязанных структурных реформ, которые и обеспечат в дальнейшем устойчивый экономический рост. Страна, утверждает автор, должна научиться развиваться, используя не столько инструменты государственного принуждения, сколько частные стимулы и инициативу.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПАКЕТЫ АКЦИЙ В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ

МУРАВЬЕВ А.

В работе исследуется влияние государственных пакетов акций на результаты деятельности российских компаний. В центре анализа - компании смешанной формы собственности. Особое внимание уделено разным типам государственных пакетов акций, а также золотым акциям. Согласно данным эконометрического анализа, результаты деятельности компаний с участием государства в целом хуже, чем у типичной фирмы той же отрасли. Однако имеются четко выраженные различия в результатах деятельности компаний с различными типами государственных пакетов акций. Они, по всей видимости, объясняются неодинаковой степенью контроля федерального правительства над такими предприятиями. Сделан вывод, что государству не следует участвовать в компаниях, если для этого нет особых оснований. Выпуск золотых акций в стратегически важных компаниях является разумной альтернативой сохранению контроля над ними посредством владения акциями.

ИНФОРСМЕНТ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ И КОНТРАКТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

РАДЫГИН А., ЭНТОВ Р.

Авторы рассматривают теоретические подходы к проблемам инфорсмента прав собственности и контрактных обязательств, анализируют экономические последствия несовершенной системы инфорсмента. Излагаются основные причины споров в области корпоративных отношений. В статье представлены также прикладные рекомендации, касающиеся ряда изменений в законодательстве, в области судебной реформы, исполнительного производства и прав регулирующих органов.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

ПИЛЯСОВ А.

В статье излагаются результаты исследований 15 регионов России, проведенных в рамках Федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002- 2010 годы и до 2015 г.) ". Определены основные признаки двух моделей экономического поведения региональной власти (поиск ренты и самоограничение), роль региональных экономических, социальных и природных разрывов в современном развитии субъектов Российской Федерации. Введено понятие интегрального вида деятельности. Показано значение ландшафтных и этнических факторов в использовании схем прав собственности на основные региональные активы. На примере нескольких регионов России с длительно существующей феодальной моделью землевладения продемонстрирована роль экономической истории в формировании современной дробной корпоративной структуры региональной экономики и слабо интегрированных региональных аграрных рынков.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ РОССИЙСКИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

АУКУЦИОНЕК С.

В статье обсуждается широко распространенная точка зрения, согласно которой ограниченность производственных мощностей российских предприятий может стать серьезным препятствием для экономического роста. Основываясь на данных, полученных в ходе опросов "Российского экономического барометра", автор показывает, что влияние этого фактора на экономический рост в России не так уж и велико, как полагают многие специалисты.

ПУТЬ РОССИИ К ПРОЦВЕТАНИЮ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ МИРЕ

БРИЧ А.

Автор рассматривает сравнительные преимущества российской экономики и утверждает, что действенным фактором устойчивого экономического роста в России может стать сырьевая экспортная ориентация, как это было, например, в Австралии. Особое значение имеет укрепление экономических связей с быстрорастущим Китаем, поскольку китайская экономика может предоставить огромный рынок сбыта для российского сырья. Вторым важнейшим условием успешного развития является импортозамещение наряду с созданием благоприятных условий для бизнеса вообще и привлечения объемных инвестиций. Это позволит сделать российскую экономику более конкурентоспособной на внутреннем и мировых рынках. По мнению автора, укрепление реального курса рубля, которые он считает неизбежным, может притормозить экономическое развитие, но в целом его прогнозы на ближайшее будущее весьма оптимистичны.

РОЛЬ И МЕСТО БЮДЖЕТНЫХ ПРОЦЕДУР В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

БУШМИН Е.

Статья посвящена анализу направлений совершенствования бюджетного процесса. Автором предложена концепция "финансового технологизма", применение которой на практике должно способствовать значительной рационализации бюджетного процесса. Данная концепция основывается на том, что регламентация бюджетных процедур представляет собой процесс определения "правил игры", порядка взаимодействия различных институтов в рамках бюджетного процесса, а объемы и направления средств являются стратегией отдельных институтов. Процедура в рамках бюджетного процесса играет главенствующую роль в сравнении с направлениями и объемами расходования государственных средств.

СУБФЕДЕРАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

ЕВСТИГНЕЕВА Л., ЕВСТИГНЕЕВ Р.

В статье рассматриваются проблемы перехода от неолиберального к синергетическому типу глобализации. На этой основе анализируются важнейшие изменения в статусе регионов и муниципальных образований страны. Авторы приходят к выводу, что Россия в целом должна стать одной из новых региональных макроструктур.

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ. ГЛАВА 10. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС

НУРЕЕВ Р.

В десятой главе учебного пособия рассматривается проблема разбухания государственного сектора, известная как "угроза Левиафана". Анализируются динамика государственных расходов, указывается на существование границ государственного сектора. Определено понятие административного ресурса, намечены возможные пути его оценки. В главе также содержатся учебно-методические материалы.

Содержимое этой страницы является частью Экономика и экономические науки коллекции из eLIBRARY.
Если вам интересно узнать больше о возможностях доступа и подписки, вы можете оставить свой запрос ниже или связаться с нами по адресу eresources@mippbooks.com

Запрос

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

Content

Federal State Shareholdings in Russian Companies

Muravyev A.

This paper studies the impact of federal state shareholdings on the performance of Russian companies. It focuses on mixed ownership companies rather than conventional state enterprises and distinguishes between several types of federal state shareholdings and golden shares. Econometric analysis shows that companies with state ownership generally perform worse than the average firm in terms of labour productivity and profitability. However, there are remarkable differences in the performance of companies with different types of state shareholdings. These differences are explained by different degrees of the federal state control over such enterprises. The paper concludes that the government should avoid keeping equity stakes in companies unless there is a necessity to retain them. Finally, the issue of golden shares in strategically important companies seems to be a reasonable alternative to retaining some control over them through equity ownership.

Political and Economic Factors of Russian Regions Development

Pelyasov A.

The results of the study of 15 Russian regions conducted in the framework of the Federal Target Program "Diminishing discrepancies in socioeconomic development of the regions of Russian Federation (2002-2010 and till the Year 2015) " are presented in the article. Basic features of two models of regional power's economic behavior (rent-seeking and self-constraint), the role of regional economic, social and natural gaps in contempopary development of the subjects of Russian Federation are determined. The notion of the integral type of activity is introduced. The importance of landscape and ethnic factors in using schemes of property rights on basic regional resources is shown. On the example of some Russian regions with long lasting feudal model of land ownership the role of economic history in forming contemporary fragmented corporate structure of regional economy and poorly integrated regional agrarian markets is demonstrated.

Productive Capacities of Russian Enterprises

Aukutsionek S.

Well-known thesis that productive capacities constraints can be a strong obstacle to economic growth is discussed in the article. Basing on the Russian Economic Barometer data the author shows that the impact of such a factor upon economic growth in Russia is not as strong as many researchers think.

Public Choice Theory.

Nureev R.

The problems of public sector swelling known as "the Leviathan's menace" are considered in the tenth chapter of the textbook. The size of state expenditures and the limits of public sector are analyzed. The concept of administrative resource is defined and the methods of its estimation are offered. The chapter also includes further readings, control tests and questions.

Russia' Path to Prosperity in the Post-Industrial World

Breach A.

The author explores the comparative advantages of the Russian economy and states that resource export orientation can be a strong factor of sustainable economic growth as for example in Australia. Economic relations with rapidly growing China are of extreme importance because the Chinese economy can provide a huge market for Russian commodities. The author warns that the rapid growth of rouble's real exchange rate can decelerate economic development but his forecasts for the nearest future are rather optimistic.

Sub-Federal Aspects of Globaization

Yevstigneeva L., Yevstigneev R.

The article deals with the problems of transition from the neo-liberal to the synergetic type of globalization. Against a background of this process, the most essential changes of the status of regions and municipalities in our country are considered. The authors conclude that Russia on the whole is necessarily to become one of the New Regionalisms.

The Recovery Growth and Some Specifics of Modern Economic Situation in Russia

Gaidar E.

The author points out that after the transformational slump all post-Soviet economies stepped on the path of growth. But its nature, known as recovery growth, appears inevitably fading, and in today's Russia its capacity has been practically depleted. And now the problem is not to stir up the rates of growth that would be dangerous. The comprehensive, mutually related reforms are needed which will secure sustainable economic growth in the future. The author argues that the country should learn how to insure economic development by means of private incentives rather than state regulation mechanisms.

The Role and Place of Budget Procedure in the System

Bushmin E.

The article is devoted to the analysis of improving budget process trends. The author offers the concept of "financial technologism". Its usage should promote an essential improvement of the budget process. The given concept is based on the fact that the regulation of budget procedure is the process of determination of "rules of the game", and the order of interaction of different institutions within the framework of the budget process, and the trends and volumes of expenses are the strategy of institutions. The procedure within the budget process plays a principal role as compared with the trends and volumes of public expenditures.

Еnforcement of Property Rights and Conractual Obligations

Radygin A., Entov R.

The paper deals with theoretical approaches to the problems of property rights and contractual obligations and with analysis of economic consequences of the imperfect enforcement system. In particular, the authors consider Russian experience in the sphere of corporate conflicts. Legal and practical recommendations related to the improvement of legal framework, judiciary reform, executory process and different federal and regional authorities are also presented.

This content is a part of the Economics collection from eLIBRARY.
If you are interested to know more about access and subscription options, you are welcome to leave your request below or contact us by eresources@mippbooks.com

Request