ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

Содержание

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

ЕРШОВ М.

В настоящее время Россия стоит перед необходимостью упрочения внутриэкономического положения, обеспечения устойчивого экономического развития, без чего невозможно эффективное вхождение страны в мировую экономику. Достижение столь серьезных целей предполагает определенную корректировку экономических подходов и более активное и скоординированное использование механизмов и рычагов экономической политики (в первую очередь денежно-кредитной, бюджетной, валютной).

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА КИТАЯ НА ФОНЕ ДРУГИХ ПЕРЕХОДНЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ

ГОЛОВНИН М.

ВЫПЛЕСКИВАЯ ВОДУ, НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРО РЕБЕНКА! (О СООТНОШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)

ШАСТИТКО А.

В статье критически обсуждаются аргументы о взаимоисключаемости антимонопольной политики и экономического развития. Используются аналитические инструменты новой институциональной экономической теории для идентификации оснований антимонопольной политики: права собственности как пучок правомочий, внешние эффекты, трансакционные издержки, сравнительный анализ структурных альтернатив. Обрисованы основные направления конструктивной критики и развития антимонопольной политики.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ (ДОКЛАД МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РФ)

В докладе анализируются структура российской экономики и пути ее диверсификации. На основании зарубежного опыта делается вывод о возможности критического использования отдельных его направлений с учетом российских условий. Предложены механизмы диверсификации экономики России в средне- и долгосрочном периодах. Рассмотрены макроэкономические условия ускоренной диверсификации.The structure of the Russian economy is analyzed in the report as well as ways of its diversification. Basing on the foreign experience the conclusion is made about the possibility of critical utilization of its separate directions accounting for specific Russian conditions. The mechanisms of the Russian economy diversification in the mid- and long-term are suggested. Macroeconomic conditions of accelerated diversification are considered.

ДИСКУРС И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

КАЗ М.

М. Каз. Дискурс и развитие экономического знания В статье рассматриваются механизмы трансформации экономического знания на примере отечественных исследований в области стимулирования труда. Автор аргументирует необходимость исследования экономического дискурса. Показаны возможности дистрибутивно-статистического анализа в изучении дискурсивных практик. Выявлены этапы развития и некоторые механизмы формирования дискурса в советской экономической науке - политической экономии социализма. Ставится вопрос о границах нормативно-этического подхода в экономических исследованиях.

ЕВРАЗИЙСКАЯ "ТЕОРИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ" КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

ВОЕЙКОВ М.

В статье рассматривается оригинальная версия "теории хозяйствования", разработанная в 1920-х годах русскими экономистами-эмигрантами (Н. Трубецкой, П. Савицкий и др.). Эта теория составила основную часть концепции евразийцев о самобытном пути развития России. Евразийская "теория хозяйствования" выделяет две стороны в хозяйстве и предпринимательской деятельности: экономическую и социально-нравственную. Евразийцы своей экономической доктриной признавали оправданным советский экономический строй с существенным государственным регулированием экономики. При этом они придавали большое значение развитию частного хозяйства. Итак, евразийцы уже в 1920-х годах разработали теоретическую модель смешанной экономики, которую можно отнести к приоритетным заслугам российской экономической школы.

ИНФЛЯЦИЯ И ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА

СУББОТИН В.

Статья посвящена проблеме выбора между политикой снижения инфляции и политикой сдерживания укрепления рубля в современных условиях. Оценивается эффективность политики Банка России, направленной на сдерживание инфляции в 2003 г., анализируется роль бюджета в стерилизации избыточной денежной массы. Подробно рассматриваются дилемма "инфляция или реальное укрепление рубля", причины и следствия "голландской болезни" в России, а также возможности ее лечения при помощи валютной политики, проводится анализ влияния реального курса рубля на выпуск секторов экономики в среднесрочной перспективе. Авторы приходят к выводу о целесообразности сдвига относительных приоритетов Банка России в проведении компромиссной политики между сдерживанием инфляции и ограничением укрепления национальной валюты в пользу достижения первой цели.

НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ ПО ЭКОНОМИКЕ И РОССИЙСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ (О МЕЖДУНАРОДНОМ СИМПОЗИУМЕ, СЕНТЯБРЬ 2003 Г.)

ЖУКОВ Е.

О МЕХАНИЗМАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУ ДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ (НА ПРИМЕРЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА)

ДЕМЕНТЬЕВ А., ЗОЛОТАРЕВА А., РЕУС А.

Основными направлениями повышения эффективности государственных расходов на дорожное хозяйство являются повышение эффективности процедур закупок для государственных нужд и совершенствование механизмов ценообразования в строительстве. Данная статья посвящена анализу основных проблем применительно к дорожному строительству. Статья содержит обзор и анализ международного опыта организации закупок и проведения торгов для государственных нужд, систем ценообразования и особенностей заключения контрактов в дорожном строительстве. В работе также отмечены возможные направления совершенствования российской системы закупок для государственных нужд и ценообразования в (дорожном) строительстве.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ВСЕРОССИЙСКОГО СИМПОЗИУМА, СЕНТЯБРЬ 2003 Г.)

НЕКИПЕЛОВ А., ТАТАРКИН А., ПОПОВ Е.

ПОСТСОВЕТСКАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ В СВЕТЕ ТЕОРЕМЫ КОУЗА (ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ)

АНДРЕФФ В.

Подход Коуза использовался в качестве обоснования большинства программ приватизации в переходных экономиках. Предположение равенства нулю трансакционных издержек гарантирует в теореме Коуза достижение эффективной структуры прав собственности вне зависимости от из первоначального распределения. Как только это допущение снимается, предсказываемые на основе подхода Р. Коуза результаты становятся менее очевидными и требуют возврата к аргументам относительно природы фирмы, тоже ранее сформулированных этим автором. Подход Коуза также помогает определить оптимальные границы фирмы после приватизации и выработать стратегии реструктурирования - как внутри фирмы, так и в отраслевом масштабе. Наконец, мы затрагиваем проблемы распределения прав собственности после приватизации, корпоративного управления и его влияния на осуществление реструктуризации. Основной вывод из множества эмпирических исследований заключается в недостаточности ссылок исключительно на модель "принципала-агента". В последнем параграфе сравниваются стандартные и нестандартные методы приватизации.

РЕФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: PRO ET CONTRA

ХМЫЗ О.

Текущее реформирование должно привести к построению в России надежной и прозрачной пенсионной системы. В нем принимают участие преимущественно работники моложе 45 лет. Новая формула расчета пенсий в большей степени связана с размером взносов и ожидаемой продолжительностью жизни. В результате пенсионная система будет характеризоваться большей гибкостью и минимизировать эффект старения населения. В настоящее время работники должны выбрать государственную или частную управляющую компанию пенсионного фонда. Однако еще не ясно, будет ли пенсионная реформа эффективной в долгосрочной перспективе.

Содержимое этой страницы является частью Экономика и экономические науки коллекции из eLIBRARY.
Если вам интересно узнать больше о возможностях доступа и подписки, вы можете оставить свой запрос ниже или связаться с нами по адресу eresources@mippbooks.com

Запрос

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

Content

Actual Problems of Economic Policy

Ershov M.

At present Russia faces the task of great importance - effective integration into the world economy. The success of this process largely depends on the strength of the domestic economy and stable economic growth. To attain such a goal certain changes in economic approaches are required which imply more active, focused and concerted steps in the monetary, fiscal and foreign exchange policy.

Basic Issues of Contemporary Economic Theory

Nekipelov A., Tatarkin A., Popov Y.

China's Banking System as Compared to Other Transition Banking Systems

Golovnin M.

Discourse and Development of Economic Knowledge

Kaz M.

Mechanisms of transformation of knowledge in economic science are considered in the article. The author analyses the sphere of labor motivation in the Soviet political economy. He demonstrates the possibilities of statistical distribution analysis in studying discourse practices, reveals stages of development and mechanisms of discourse formation in the Soviet political economy. The question about the limits of the normative ethic approach in economic research is also risen in the article.

Eurasian "Theory of Economy Management" as an Organic Part of the Russian Economic School

Voeykov M.

The original version of "the theory of economy management", developed in the 1920s by Russian economists-emigrants who called themselves "Eurasians" (N. Trubetskoy, P. Savitskiy, etc.) is analyzed in the article. They considered this theory to be the basis of the original Russia's way of economic development. The Eurasian theory of economy management focuses on two sides of enterprise activity: managerial as well as social and moral. The Eurasians accepted the Soviet economy with the large share of state regulation as the initial step of development. On the other hand they paid much attention to the private sector activity. Eurasians developed a theoretical model of the mixed economy which can be attributed as the Russian economic school.

Inflation and Exchange Rate Policy

Vdovichenko A., Voronina B., Dinnikova O., Ustinov A., Subbotin V.

In this article the trade-off between anti-inflation policy and policy aimed at limiting currency appreciation in Russia is analysed. A detailed overview of the Central Bank achievements in inflation restraining in 2003 as well as the analysis of the state budget role in the sterilisation process are given. A comprehensive study of trade-offs between inflation and rouble appreciation is provided. The authors analyse the influence of real rouble exchange rate on key sectors in mid-term, consider causes and consequences of "Dutch Disease" and examine effectiveness of its treatment by exchange rate policy. The authors come to a conclusion that the Bank of Russia would better give more attention to the inflation reduction policy while reducing its presence on the foreign exchange market and allow more rapid appreciation of the rouble.

Nobel Prize Winners in Economics and Russian Economic Schools

Zhykov Y.

On Mechanisms of Realization of the Public Procurement of Construction Works

Dementiev A., Zolotareva A., Reus A.

The most important measures stimulating the increase of efficiency and effectiveness of budget expenditures on road construction are the improvement of pricing mechanisms and increasing efficiency of the procedures of government purchases of goods, works and services. The paper includes the analysis of main problems that arise in the process of government purchases and construction pricing with the reference to budget expenditure on road construction. It includes the review and analysis of international experience and possible measures of increasing the efficiency and effectiveness of government purchases and (road) construction pricing in Russia.

Post-Soviet Privatization in the Light of the Coase Theorem

Andreff V.

A Coasian theoretical perspective is assumed to be in the background of most post-Soviet economies' privatization drives. The assumption of zero transaction costs underlying the Coase theorem guarantees an efficient reallocation of property rights whatever is their initial distribution. Once this assumption is relaxed, the result predicted by the Coase theorem is less certain and clashes with the nature of the firm as it has been analyzed earlier by Coase himself. This preliminary presentation is used as a critical driver to provide a non-mainstream assessment of privatization objectives in Russia that became so obviously high in the early years of the transition process. A Coasian analysis also helps to figure out the post-privatization firm boundaries and to design in-house restructuring as well as industrial restructuring - between industrial branches. The issue of the firm boundaries is crucial in the relationship between privatization and restructuring. Finally, we come to terms with the analysis of post-privatization property rights and corporate governance and their possible (governance) costs for in-house restructuring. The last section is devoted to an evaluation of standard and non-standard methods of privatization.

Pouring Water out of the Tub, Do not Forget the Baby!

Shastitko A.

Key arguments on mutual exclusion of antimonopoly policy and economic development are criticized in the article. Analytical tools of the New Institutional Economics are used to identify the background of antimonopoly policy: property rights as a bundle of rights, externalities, transaction costs, comparative analysis of discrete structural alternatives. Perspective directions of constructive criticism and development of antimonopoly policy have been indicated.

Recent Reforms of the Russian Pension System: pro et contra

Khmyz O.

Recent reforms of the general pension regime have gone a long way to ensuring a fair, equitable and transparent pension scheme, available to all workers younger than 45 years old. An adjustable formula relates pensions to the duration and level of contributions, and life-expectancy. It introduces some welcome flexibility to the system, as benefits are automatically adjusted for the effects of population ageing. Today the workers must choose a state or a private pension fund's management company. However, it is not clear whether recent reforms will be sufficient to ensure the long-term actuarial and financil balance of the general system.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ (ДОКЛАД МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РФ)

В докладе анализируются структура российской экономики и пути ее диверсификации. На основании зарубежного опыта делается вывод о возможности критического использования отдельных его направлений с учетом российских условий. Предложены механизмы диверсификации экономики России в средне- и долгосрочном периодах. Рассмотрены макроэкономические условия ускоренной диверсификации.The structure of the Russian economy is analyzed in the report as well as ways of its diversification. Basing on the foreign experience the conclusion is made about the possibility of critical utilization of its separate directions accounting for specific Russian conditions. The mechanisms of the Russian economy diversification in the mid- and long-term are suggested. Macroeconomic conditions of accelerated diversification are considered.

This content is a part of the Economics collection from eLIBRARY.
If you are interested to know more about access and subscription options, you are welcome to leave your request below or contact us by eresources@mippbooks.com

Request