ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

Содержание

АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ В РАМКАХ CDM ПОДХОДА

ТЕПЛЫХ ГРИГОРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Факторы инновационной деятельности компаний и оценка эффективности инноваций остаются актуальными темами исследований современной экономики. Специфика инновационного процесса обусловила рост популярности структурного моделирования в рамках CDM подхода в академических исследованиях. Он позволяет изучать влияние инновационной деятельности компании на ее экономические результаты. В статье проанализированы эмпирические исследования, осуществленные на основе CDM подхода.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОВЕДЕНИИ НИОКР: ТРЕТИЙ НЕ ЛИШНИЙ?

СИМАЧЕВ ЮРИЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ, КУЗЫК МИХАИЛ ГЕОРГИЕВИЧ, ФЕЙГИНА ВЕРА ВЛАДИМИРОВНА

В статье исследуется кооперация российских компаний с исследовательскими организациями в проведении НИОКР при осуществлении технологических инноваций. Для оценки поведенческих изменений анализ проводится на микроуровне и основывается на эмпирических данных анкетирования руководителей более чем 600 российских производственных компаний (2011-2012 гг.) и около 350 научных организаций и вузов (2012 г.) Выделены ключевые факторы спроса компаний на взаимодействие с исследовательскими организациями, основные барьеры на пути развития научно-производственной кооперации и их специфика для различных субъектов взаимодействия. Рассмотрены инструментарий и особенности российской инновационной политики по стимулированию партнерств, при этом оценивается ее влияние на кооперационное поведение компаний.

ДВИЖЕНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ: ЧТО ГОВОРИТ РОССИЙСКАЯ СТАТИСТИКА

ГИМПЕЛЬСОН ВЛАДИМИР ЕФИМОВИЧ, ЖИХАРЕВА ОЛЬГА БОРИСОВНА, КАПЕЛЮШНИКОВ РОСТИСЛАВ ИСААКОВИЧ

В работе анализируется движение рабочих мест в российской экономике на основе официальных оценок, разрабатываемых и публикуемых Росстатом с 2008 г. Помимо обсуждения общих трендов, проявившихся в 2008-2012 гг., оценивается вариация показателей создания и ликвидации рабочих мест по формам собственности, видам экономической деятельности и регионам. Анализ данных о создании и ликвидации рабочих мест дополнен анализом данных о рождаемости и смертности предприятий. Межстрановые сопоставления подтверждают вывод о низких темпах движения рабочих мест в российской экономике. Однако в российском частном секторе показатели создания и ликвидации рабочих мест оказываются значительно выше.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: ОТ КОНЦЕПЦИИ К МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

ГОЛИЧЕНКО ОЛЕГ ГЕОРГИЕВИЧ

В работе рассматриваются предпосылки возникновения концепции национальной инновационной системы (НИС), показана роль неоклассической экономической теории, эволюционного, институционального и неошумпетерианского подходов в ее формировании. Выявлены проблемы, которые должна решить новая концепция, описаны основные характеристики возникших на ее базе подходов к анализу НИС, их достоинства и недостатки. На основе системного структурно-объектного и функционального подходов к анализу национальной инновационной системы предлагается вариант развития теории НИС.

О ПРИЧИНАХ ВОСПРОИЗВОДСТВА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО НЕРАВЕНСТВА: ЧТО ПОКАЗЫВАЕТ РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД?

АВРААМОВА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА, МАЛЕВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

В статье предпринята попытка найти ответ на вопрос, почему масштабы социально-экономического неравенства в нашей стране воспроизводятся, несмотря на сокращение доли бедного населения. Причины авторы ищут в процессах социальной динамики, то есть в природе действующих механизмов вертикальной мобильности, используя ресурсный подход, позволяющий выяснить, какие ресурсы население считает наиболее востребованными в сложившейся институциональной среде и на которые предпочитает направлять средства и усилия. Информационной базой исследования послужили данные опроса российского населения по репрезентативной выборке, осуществленного Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС в 2013 г. Как показал анализ эмпирической информации, большинство опрошенных имеют достаточно смутное представление об общих параметрах экономического развития страны и своих перспективах адаптироваться к возможным переменам. Эта ситуация препятствует выстраиванию рациональных моделей социально-экономического поведения, направленного на рост личного и семейного благосостояния, и одновременно продуктивных с точки зрения развития национальной экономики и снижения социально-экономического неравенства. Независимо от социально-экономических параметров благосостояния, образования, места проживания, различные группы населения в большей степени ориентируются на реализацию социального капитала, интерпретируемого в терминах не доверия и сплоченности, а связей и лояльности.

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА: ПАРАДОКСЫ ПОСТКРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ

КАПЕЛЮШНИКОВ РОСТИСЛАВ ИСААКОВИЧ, ОЩЕПКОВ АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ

В конце 2012 г. российская экономика вступила в период затухающих темпов роста. В работе исследуется поведение рынка труда в этих новых условиях. Объясняется, почему, несмотря на нарастание экономических трудностей, его ключевые индикаторы - экономической активности, занятости, безработицы, наймов, увольнений и вакансий - продолжали оставаться на весьма благоприятных уровнях. Показывается также, что с определенной задержкой рынок труда все же начал реагировать на ухудшение экономической конъюнктуры. Авторы приходят к выводу, что в настоящее время на краткосрочные конъюнктурные колебания накладывается действие ряда долгосрочных структурных факторов, что будет серьезно влиять на функционирование российского рынка труда в средне- и долгосрочной перспективе.

ФАКТОРЫ ИЗДЕРЖЕК ЗАЩИТЫ ЗАНЯТОСТИ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ (ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО МЕЖСТРАНОВОЙ ВЫБОРКЕ ПРЕДПРИЯТИЙ)

МИРОНЕНКО ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

В статье показано, от чего зависит величина издержек, которые несут работодатели в связи с исполнением требований законодательства о защите занятости. Эмпирическое исследование 50 тыс. предприятий из 93 стран за 2005-2011 гг. показало, что издержки защиты занятости, при прочих равных условиях, выше для крупных промышленных предприятий, находящихся в част ной собственности, и фирм, имеющих меньше возможностей не выполнять требования трудового законодательства. Кроме того, издержки возрастают с повышением уровня экономического развития страны, ужесточением регулирования найма временных работников и увеличением относительной минимальной заработной платы; издержки меньше в странах с социалистической и германской системой права по сравнению с государствами из англосаксонской правовой семьи.

Содержимое этой страницы является частью Экономика и экономические науки коллекции из eLIBRARY.
Если вам интересно узнать больше о возможностях доступа и подписки, вы можете оставить свой запрос ниже или связаться с нами по адресу eresources@mippbooks.com

Запрос

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

Content

Job Turnover: What the Russian Statistics Tells Us

Gimpelson Vladimir, Zhikhareva Olga, Kapeliushnikov Rostislav

The paper analyzes job turnover in the Russian economy on the basis of aggregate data provided by the Federal State Statistics Service (Rosstat) since 2008. It describes main trends in job creation and job destruction in the Russian labor market over 2008-2012 and explores variation in intensity of these processes by types of ownership, sectors and regions. Cross-country comparisons indicate that job turnover in the Russian economy remains low. However, its private sector demonstrates much higher job creation and job destruction rates.

Modeling of Firms Innovation Activitywithin the CDM approach

Teplykh Grigorii

Revelation of the factors of corporate innovation activity and measurement of efficiency of innovations are vital topics in studies of modern economy. A character of innovative process has led to an increasing popularity of CDM approach. This allows to analyze the influence of innovative activity on firms economic performance. This paper is a review of the main empirical studies made within the CDM approach.

National Innovation Systems: From Conception toward the Methodology of Analysis

Golichenko Oleg

The seminal contributions of the neoclassical economic theory, the evolutionary and neo-Schumpeterian approaches in establishing the concept of national innovation system (NIS) are considered. The study is aimed to identify the challenges that the new concept has met. The advantages and bottlenecks of the emerging theory and practice are taken into account. In the study, an attempt is made to offset the shortcomings of the NIS approach and reveal its weaknesses. As a result, an approach to developing research methodology of NIS is proposed. The system structure-object and functional approaches give a basis of this concept.

On the Causes of Socio-Economic Inequality Reproduction: What Does Resources Approach Show?

Avraamova Elena, Maleva Tatiana

This paper presents an attempt at answering the question of why the scope of socio-economic inequality stays the same in Russia despite the poverty rate reduction. The authors are looking for the causes of this phenomenon in the domain of social dynamics, i.e., in the nature of current vertical mobility mechanisms. To study these mechanisms the authors use resources approach. The information database of the research is the representative sample survey carried by the Institute for Social Analysis and Forecasting at RANEPA in 2013. The majority of the respondents have, in fact, vague idea of general parameters of the economic development of the country and of their personal prospects to adapt to possible changes. This state of things hinders the development of rational models of socio-economic behavior directed towards the growth of personal and family welfare and productive in terms of national economy development - these, eventually, would advance the reduction of socio-economic inequality. Various groups of population are predominantly oriented towards converting social capital viewed not in terms of trust and solidarity, but in terms of ties or connections and of personal loyalty.

R&d cooperation between russian firms and researchorganizations: is there a need for state assistance?

Simachev Yury, Kuzyk Mikhail, Feygina Vera

The study is focused on the cooperation of Russian companies with research organizations in implementing R&D projects during technological innovation. Taking into account behavioral changes, the authors carry out a micro-level analysis based on empirical data of executive survey of over 600 Russian industrial firms (2011-2012) and about 350 research organizations and universities (2012). The authors emphasize the key factors of firms' demand for outsourcing R&D, reveal the main barriers to the development of university-industry cooperation and their particularities for different cooperation actors. The study examines how Russian innovation policy toolkit affects partnerships with regard to changes in the actors' cooperative behavior.

The Russian Labor Market: Paradoxes of Post-crisis Performance

Kapeliushnikov Rostislav, Oshchepkov Alexei

In the end of 2012 the Russian economy entered a period of permanently declining growth rates. The paper provides a thorough analysis of the labor market performance under these new conditions. We explain why despite economic stagnation its basic characteristics - labor force participation, employment, unemployment, hirings and separations, vacancies - remained at very favorable levels. Our analysis also indicates that though with a certain lag the labor market has started to react to negative economic shocks. We conclude that now effects of long-run structural shifts intervene with effects of short-run economic fluctuations and this will seriously affect the dynamics of the Russian labor market in the medium- and long-term perspectives.

What Determines the Costs of EmploymentProtection Legislation for Employers? Evidence from Cross-country Enterprise Surveys

Mironenko Olga

The article examines the determinants of the costs incurred by employers while they fulfill the requirements of employment protection legislation. Using the World Bank Enterprise Surveys data from over 50,000 firms in 93 countries in 2005-2011 we verify that, ceteris paribus, these costs are higher for large, private, domestically owned firms in the manufacturing sector, as well as for those enterprises which are more covered by enforcement. With firm characteristics held constant, the costs of employment protection are significantly higher in more developed countries with stricter regulation of temporary employment and higher relative minimum wage, and are considerably less in countries with socialist and German legal systems than in the common law countries.

This content is a part of the Economics collection from eLIBRARY.
If you are interested to know more about access and subscription options, you are welcome to leave your request below or contact us by eresources@mippbooks.com

Request