ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

Содержание

БУДУЩЕЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ: ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ИЛИ СМЕНА ПАРАДИГМЫ?

НАЗАРОВ ВЛАДИМИР СТАНИСЛАВОВИЧ

В статье показана ограниченность философско-мировоззренческих пред- посылок целесообразности существования современных пенсионных систем. Сделан вывод о том, что в постиндустриальном обществе классическая пенсия, как обязательное и унифицированное страхование утраченного заработка, трансформируется в добровольные частные пенсионные системы, состоящие из любых накоплений граждан и инвестиций в человеческий капитал, и государственную страховку от бедности в случае нетрудоспособности. Даны конкретные рекомендации по социально приемлемой трансформации пенсионной системы.

ВОЗРАСТ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ

ВИШНЕВСКИЙ АНАТОЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ, ВАСИН СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ, РАМОНОВ А.

В российской экономической литературе широко обсуждается вопрос об изменении возраста выхода на пенсию. Чаще всего в пользу его повышения приводят экономические доводы, хотя иногда используют и демографичес- кие соображения. В статье критически рассматриваются демографические аргументы, якобы дополняющие экономические обоснования сторонников повышения пенсионного возраста; показано, что ни один из них (старение населения, рост продолжительности жизни, динамика состояния здоровья пожилых людей) не может быть принят безоговорочно. Напротив, анализ демографических процессов в России, характера старения ее населения, изменения продолжительности общей и здоровой жизни указывает на то, что демографических оснований для повышения возраста выхода на пенсию в России нет.

КОНКУРЕНЦИЯ НА ИННОВАЦИОННЫХ РЫНКАХ: ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И АНАЛИЗА

СОКОЛОВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА

В статье исследуются особенности анализа состояния конкуренции на инновационных рынках с позиции антимонопольного регулирования. Рассматриваются основные этапы формирования конкуренции на товар- ных рынках с учетом специфики развития высокотехнологичных отраслей. В качестве примера изучаются рынок музыки для электронных устройств и антимонопольное регулирование деятельности компании Apple в части создания онлайн-магазина iTunes Store.

КУДРОВ В. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ. М.: ЮСТИЦИНФОРМ, 2011. - 616 С.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОЙ МОДЕЛИ РОСТА

ДРОБЫШЕВСКИЙ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ, СИНЕЛЬНИКОВ-МУРЫЛЕВ СЕРГЕЙ ГЕРМАНОВИЧ

Сложившаяся в 2000-е годы модель экономики России, хотя и обеспе- чила достаточно уверенное преодоление кризиса 2008-2009 гг., не позволяет выйти на новую траекторию устойчивого роста. От государства требуется в первую очередь поддерживать стабильность в областях, которые оно непосредственно контролирует, - в бюджетной и денежно-кредитной политике. В области бюджетной политики рассматриваются преимущества и недостатки нового бюджетного правила, основанного на средней многолетней цене на нефть. В области денежно-кредитной политики требуется сохранить курс на переход к инфляционному таргетированию и приоритет снижения инфляции перед другими задачами денежных властей.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ АНТИТРАСТ: ПОТРЕБНОСТИ, ОГРАНИЧЕНИЯ И УРОКИ ДЛЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

АВДАШЕВА СВЕТЛАНА БОРИСОВНА, ШАСТИТКО АНДРЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

Применение антимонопольных запретов на международном уровне служит необходимым условием сдерживания ограничений конкуренции со стороны самых крупных участников рынка, но в то же время нередко про- тиворечит национальным интересам. Вот почему практика международной конкурентной политики опирается на несовершенные, казалось бы, формы. Гармонизация содержания запретов лишь на первый взгляд представляется хорошей альтернативой, поскольку при внедрении в разные системы право- применения с различными стандартами анализа практики и доказательства ее воздействия на конкуренцию одни и те же нормы де-факто видоизменяются. Чтобы конкурентная политика в рамках Таможенного союза была эффек- тивной, необходимо учитывать все ограничения и риски на этапе разработки норм и системы обеспечения их выполнения.

ОРЕХОВ А. М. ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКИ В Р ОССИИ: РОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИИ М.: ИНФРА-М, 2012. - 140 С.

УРОКИ «ОСНОВ ЭКОНОМИКС» П. КРУГМАНА

ГРЕБНЕВ ЛЕОНИД СЕРГЕЕВИЧ

В статье оцениваются характеристики учебника «Основы экономикс» П. Кругмана и соавторов с точки зрения востребованности в российском образовании, проводится его сравнение с аналогичными переводными изданиями П. Самуэльсона и Г. Мэнкью. Сделаны выводы о его высокой дидактической полезности для преподавания в условиях перехода к ориен- тированной на студента парадигме образования и об отсутствии значимых содержательных отличий от ранее появившихся переводных учебников.

ФИНАНСОВЫЙ РЫЧАГ И НЕСТАБИЛЬНОСТЬ

СМИРНОВ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ

В статье исследуются условия «финансовой нестабильности», сформу- лированные в гипотезе Х. Мински. Важнейшим фактором нестабильности является секьюритизация активов, которая приводит к значительному «разбуханию» банковской системы, увеличивает совокупную задолженность и финансовый рычаг. Макрофинансовая модель динамики долга, рычага и вероятности дефолта используется в анализе и предсказании платежеспо- собности европейских банков. Семейство траекторий их развития включает возможности как инфляционной монетизации долга, так и коллапса системы.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ФИРМЫ: СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

СТОРЧЕВОЙ МАКСИМ АНАТОЛЬЕВИЧ

В статье рассматривается проблема создания общей теории фирмы. Обсуждается необходимость такой теории, дан обзор существующих подходов к обобщению теории фирмы и предложен вариант решения этой проблемы на базе теории контрактов. В основе общей теории лежит минимизация потерь от оппортунистического поведения, которое определяется материальной структурой. Далее предложено решение трех проблем «границ» (рабочего места, подразделения и фирмы) и пяти дилемм интеграции (вертикальной, горизонтальной, функциональной, связанной и конгломератной).

Содержимое этой страницы является частью Экономика и экономические науки коллекции из eLIBRARY.
Если вам интересно узнать больше о возможностях доступа и подписки, вы можете оставить свой запрос ниже или связаться с нами по адресу eresources@mippbooks.com

Запрос

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

Content

Competition on Innovation Markets: Peculiarities of Definition and Analysis

Sokolova Ekaterina

The article aims to define the main peculiarities of competition analysis in case of innovation markets. Using the example of Apples iTunes Store antitrust suit, the main characteristics of the development of knowledge-based industries are applied to the analysis.

International Antitrust: Demand, Restrictions and Lessons for Customs Union

Avdasheva Svetlana, Shastitko Andrey

Enforcement of antitrust rules on the international level, on the one hand, is necessary to deter restriction of competition by the largest market participants, on the other - it suffers from the contradictions between incentives of national players. That is why international competition policy is based on institutional alternatives which look very imperfect. Harmonization of competition rules seems to be a good alternative only at first glance, since transplantation of antitrust provisions in different legal systems with different standards of proofs and different enforcement practices

Leverage and Financial Instability

Smirnov Alexander

In the paper some prominent features of a modern financial system are studied using the model of leverage dynamics. Asset securitization is considered as a major factor increasing aggregate debt and hence systems uncertainty and instability. A simple macrofinancial model includes a logistic equation of leverage dynamics that reveals origins of a financial bubble, thus corresponding closely to the Minsky financial instability hypothesis. Using ROA, ROE, and the interest rate as parameters, the model provides wide spectrum of leverage and default probability trajectories for the short and long run.

Macroeconomic Preconditions of Realization of a New Growth Model

Drobyshevsky Sergey, Sinelnikov-Murylev Sergey

The model of the Russian economy that was formed in 2000s does not match a new stable growth path, though it helped to calmly overcome the crisis of 2008 and 2009. The state needs to provide stability in the fields being under its direct control: in the budget and monetary policy. In the budget policy we consider advantages and drawbacks of a New Budget Rule, which is based on long-term average price of oil. In the monetary sphere we vote for the policy of transition to inflation targeting and priority of low inflation against other goals of monetary authorities.

Retirement Age and Life Expectancy in the Russian Federation

Vishnevsky Anatoly, Vasin Sergey, Ramonov Alexander

Retirement age reform in the Russian Federation is widely discussed in recent Russian economic literature. This literature mainly focuses on economic justification of increasing retirement age, less often considers demographic issues. The latter that according to economists point of view provide additional arguments for this reform are critically considered in the article. As indicated in it, none of these issues (population ageing, life expectancy growth, health of the elderly) nowadays provide empirical grounds for making decisions on changes in retirement age. On the contrary, modern demographic processes in Russia give arguments against this reform.

The Economic Theory of the Firm: A Generalization

Storchevoy Maxim

The paper deals with development of a general theory of the firm. It discusses the demand for such a theory, reviews existing approaches to its generalization, and offers a new variant of general theory of the firm based on the contract theory. The theory is based on minimization of opportunistic behaviour determined by the material structure of production (a classification of ten structural factors is offered). This framework is applied to the analysis of three boundaries problems (boundaries of the job, boundaries of the unit, boundaries of the firm) and five integration dilemmas (vertical, horizontal, functional, related, and conglomerate).

The Future of the Pension System: Parametric Reforms or the Change of a Paradigm?

Nazarov Vladimir

The main aim of the paper is to reveal philosophical drawbacks of the current paradigm of the pension system. The main conclusion is that pension system as unified mandatory salary insurance is transforming into hybrids of free-will private savings and investments in human capital and government poverty insurance. Socially and politically acceptable measures of the pension system transformation are described in the paper

The Lessons of Essentials of Economics by P. Krugman

Grebnev Leonid

The paper reviews the textbook Essentials of Economics by Paul Krugman and his co-authors from the point of view of its relevance for the Russian education system. It also compares this textbook with similar books by P. Samuelson and N. G. Mankiw. The author emphasizes a high didactic value of Krugmans book for teaching in the context of the student-oriented paradigm of education. The absence of significant substantial differences from the earlier textbooks is emphasized.

КУДРОВ В. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ. М.: ЮСТИЦИНФОРМ, 2011. - 616 С.

ОРЕХОВ А. М. ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКИ В Р ОССИИ: РОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИИ М.: ИНФРА-М, 2012. - 140 С.

This content is a part of the Economics collection from eLIBRARY.
If you are interested to know more about access and subscription options, you are welcome to leave your request below or contact us by eresources@mippbooks.com

Request