ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

Содержание

ИНСТИТУТЫ, ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

КОЛОДКО Г.

В статье рассматриваются факторы экономического роста и причины расхождений между потенциальными и реальными темпами роста. Анализируются вопросы, касающиеся взаимодействия структуры и функционирования институтов рыночной экономики, а также проводимой в их рамках политики с акцентом на опыт стран с переходной экономикой Подчеркивается необходимость обучения в процессе освоения новых институтов. Особое внимание уделено анализу "серых схем" в политике. Сформулированы требования к эффективной экономической политике с учетом последствий для долгосрочной динамики производства.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

ЯСИН Е., ЯКОВЛЕВ А.

Проанализировав состояние российской экономики на современном этапе, авторы приходят к выводу, что единственной разумной целью ее модернизации является достижение высокой конкурентоспособности производства. С привлечением большого статистического материала подробно рассматриваются внешняя и внутренняя конкурентоспособность, конкурентоспособность институтов и их изменения, адаптивная модель переходной экономики. Реализация политики конкурентоспособности как национальной идеи, по мнению авторов, должна быть рассчитана на длительную перспективу.

НУЖЕН ЛИ НАМ ЛИБЕРАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ? (О СТАТЬЕ Е. ГАЙДАРА И В. МАУ «МАРКСИЗМ: МЕЖДУ НАУЧНОЙ ТЕОРИЕЙ И "СВЕТСКОЙ РЕЛИГИЕЙ"»)

БУЗГАЛИН А., КОЛГАНОВ А.

Авторы полемизируют с основой идеей статьи Е. Гайдара и В. Мау о возможности частичного использования марксистских идей в рамках либеральной доктрины и формировании "либерального марксизма" (см. "Вопросы экономики" № 5-6, 2004). В статье обосновывается точка зрения, что революционные выводы марксизма находятся в прямой связи с его фундаментальными теоретическими положениями. Необходимость коррекции ряда первоначальных концепций марксизма в связи с изменившимися фактами реальной жизни не приводит к отрицанию его основных идей. Напротив, такая коррекция позволяет подвести теоретический фундамент под революционный потенциал марксизма, обусловленный противоречиями современного капитализма эпохи постиндустриального общества и глобализации.

О ПОНЯТИИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ

БОРИСЕНКО Н.

В статье исследуется содержание понятия финансовой устойчивости Пенсионного фонда России (ПФР). С позиции теории систем раскрыты сущность и признаки финансовой устойчивости экономического субъекта. Рассмотрены две составляющие финансовой устойчивости ПФР как особого экономического субъекта: финансовая устойчивость пенсионного фонда и финансовый менеджмент управляющей им структуры. Проведен анализ доходов и расходов пенсионного фонда как части финансовой системы России, выделены признаки его финансовой устойчивости и дано ее определение. Проанализирован правовой статус ПФР и обоснована целесообразность придания ему статуса государственного учреждения. Предложены классификации финансовых ресурсов и обязательств ПФР и сформулировано определение его финансовой устойчивости.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РАМКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ УСЛУГ

ШАСТИТКО А.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

БЕКЕТОВ Н.

На базе существующей статистики дается анализ состояния таких блоков инновационной системы России, как производство знаний и предпринимательская среда. Исследуется состояние механизмов взаимодействия этих блоков: кооперативные процессы и процессы трансфера знаний и технологий. По результатам проведенного анализа предлагаются направления государственной политики по построению современной инновационной системы России.

ПРОБЛЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

ХМЫЗ О.

В последние годы в России значительно увеличилось число негосударственных пенсионных фондов. Возрастающая роль частных пенсионных фондов как держателей финансовых активов свидетельствует об усилении их влияния на функционирование финансовых рынков. В статье анализируются факторы, которые могут способствовать дальнейшему углублению реформы пенсионной системы, - принципы регулирования частных профессиональных пенсий, а также структура и механизмы управления пенсионными фондами.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕКТОРОВ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

ЕРЕМИНА Т., МАТЯТИНА В., ПЛУЩЕВСКАЯ Ю.

В статье рассматриваются особенности развития основных секторов российской экономики - нефинансовых предприятий, домашних хозяйств, государственных учреждений в период после финансового кризиса 1998 г. Выявлены серьезные проблемы в функционировании сектора нефинансовых предприятий, ограничивающие возможности экономического роста. Отмечены диспропорции в обмене финансовыми ресурсами в экономике. Рассмотрено изменение роли государственных учреждений в экономике в 1999-2003 гг. Сделан вывод о целесообразности изменения проводимой государственной политики.

СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕФТЯНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

КРИВОЩЕКОВА Е., ОКУНЕВА Е.

В статье рассматриваются основные принципы государственного регулирования в нефтяной отрасли стран - ведущих мировых производителей и экспортеров нефти. Изучается система государственного регулирования в нефтяном секторе российской экономики. Особое внимание уделено вопросам, связанным с налогообложением и недропользованием. Показано, что в существующем виде система государственного регулирования не отвечает в полной мере ни интересам государства, ни интересам общества или бизнеса. На основании изученного международного опыта предлагаются меры по повышению эффективности государственного регулирования в нефтяной отрасли российской экономики.

ЧТО ДАЕТ РЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОМУ БЮДЖЕТУ? (АНАЛИЗ ЗАВИСИМОСТИ ДОХОДОВ РОССИЙСКОГО БЮДЖЕТА ОТ "НЕФТЕДОЛЛАРОВ")

ШАРИПОВА Е., ЧЕРКАШИН И.

В исследовании представлена оценка налоговых поступлений федерального бюджета РФ от нефтегазового сектора российской экономики после финансового кризиса 1998 г. В статье показана структура данных поступлений по основным видам налогов и сборам в 1999-2003 гг. и представлен прогноз на 2004 г. Зависимость доходной части бюджета от нефтегазовой отрасли в последние годы возросла, и поступления от этих секторов экономики достигли трети всех налоговых поступлений федерального бюджета в 2003 г. Основные факторы, объясняющие данную тенденцию - рост мировых цен на нефть и изменения в налоговом законодательстве. Эконометрические расчеты, приведенные в статье, показывают строгую зависимость доходов бюджета от цен на нефть на мировых рынках. Анализ изменения механизмов налогообложения добывающих отраслей свидетельствует о существенном увеличении доли ренты, перераспределяемой в пользу государства.

Содержимое этой страницы является частью Экономика и экономические науки коллекции из eLIBRARY.
Если вам интересно узнать больше о возможностях доступа и подписки, вы можете оставить свой запрос ниже или связаться с нами по адресу eresources@mippbooks.com

Запрос

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

Content

Competitive Capacity and Modernization of the Russian Economy

Yasin E., Yakovlev A.

Having analyzed the present state of the Russian economy the authors come to the conclusion that the only reasonable goal of its modernization is achieving high competitive capacity of production. External and internal competitive capacity is analysed in detail basing on broad statistics as well as competitive capacity of institutions and their changes, the adaptive model of transition economy. According to the authors implementation of competitive capacity policy as a national idea should take into account long-term perspective.

Do We Need Liberal Marxism?

Buzgalin A., Kolganov A.

The authors criticize the main idea of the paper by E. Gaydar and V. Mau (VE, 2004, No 5, 6) concerning the possibility of partial utilization of Marxian ideas in the framework of the liberal doctrine and formation of "liberal Marxism". The thesis that the revolutionary conclusions of Marxism are directly connected with its theoretical foundations is argued in the article. The necessity to correct some initial Marxian concepts caused by changing facts of real life doesn't lead to the negation of his fundamental ideas. On the contrary such corrections form the possibility to underpin the theoretical grounding under the revolutionary potential produced by contradictions of modern capitalism entering the epoque of the post-industrial society and globalization.

Institutions, Policies and Growth

Kolodko G.

Growth factors and the causes of disparities between the potential and actual growth rates are considered in the article. Issues pertaining to the interaction between the structure and functioning of market economy institutions as well as the policy followed within their framework with an accent on the experience of the transition economies are analyzed. The necessity of learning in the process of mastering new institutions is stressed. Special attention is paid to the analysis of gray sector in politics. Requirements to effective economic policy accounting for consequences for long-term production dynamics are formulated.

On the Concept of Financial Stability of the Pension Fund of Russia

Borisenko N.

The article is devoted to investigation of the contents of financial stability of the Pension Fund of Russia (PFR). From the position of the theory of systems the concept and attributes of financial stability of the economic subject are revealed. Two components of financial stability of PFR as a specific economic subject are considered: financial stability of the pension fund and financial management of the managing structure. The article contains the analysis of incomes and expenditures of the pension fund as a part of the Russian financial system, attributes of its financial stability are revealed and its definition is given. The analysis of the legal status of PFR is carried out and the expediency of ascribing to it the status of state institution is grounded. Classifications of financial resources and obligations of PFR are suggested and the definition of its financial stability is formulated.

Private Pension Funds' Problems

Khmyz O.

Private pension funds in Russia have been growing in number dramatically over the past few years. The increasing importance of private pension funds as holders of financial assets means that their impact on the functioning of financial markets is steadily growing. The article discusses the range of factors that can stimulate further development of the pension system reform - principles of private professional pensions' regulation as well as the structure and mechanisms of pension funds' management.

Problems in the Russian Economy Sectors' Development

Eryomina T., Matyatina V., Plushchevskaya Yu.

The article focuses on the development of major sectors of the Russian economy - non-financial corporations, households, general government sector - after the 1998 financial crisis. Serious problems in functioning of the non-financial enterprises sector limiting the economic growth potential are revealed. Disbalances in financial flows among major sectors of the Russian economy are pointed out. The analysis of the changing role of the general government sector in the economy in 1999-2003 is provided. The conclusion on the necessity of changing the state economic policies to promote economic development is drawn.

The Perspectives of the Development of the Russian National Innovation System

Beketov N.

On the basis of the existing statistics the analysis of state of the art of such NIS' blocks as knowledge production, entrepreneur's environment is given. Modern mechanisms of interaction of these blocks are investigated. They are cooperative processes and processes of knowledge and technology diffusion. Major directions of the state policy are offered basing on the results of the analysis. They are aimed at constructing the modern innovation system in Russia.

The System of Russia's Oil and Gas Complex Regulation

Krivoshchekova E., Okuneva E.

The main principles of state regulation of the oil and gas industry in the countries - leading world oil manufacturers and exporters are considered in the article. The system of state regulation in the oil sector of the Russian economy is studied. Special attention is given to the problems of taxation and usage of the bowels of the Earth. It is shown that the present system of state regulation meets neither interests of the state, nor interests of society and business. Some measures helping to increase the efficiency of state regulation in Russia's oil industry are offered.

What Does Rent Give to Federal Budget

Sharipova E., Tcherkashin I.

Federal tax revenues from the main sectors of the Russian economy after the 1998 crisis are examined in the article. Authors present the structure of revenues from these sectors by main taxes for 1999-2003 and prospects for 2004. Emphasis is given to an increasing dependence of budget on revenues from oil and gas industries. The share of proceeds from these sectors has reached 1/3 of total federal revenues. To explain this fact world oil prices dynamics and changes in tax legislation in Russia are considered. Empirical results show strong dependence of budget revenues on oil prices. The analysis of changes in tax legislation in oil and gas industry shows that the government has managed to redistribute resource rent in favor of the state.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РАМКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ УСЛУГ

ШАСТИТКО А.

This content is a part of the Economics collection from eLIBRARY.
If you are interested to know more about access and subscription options, you are welcome to leave your request below or contact us by eresources@mippbooks.com

Request