ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

Содержание

ЖИТЬ «В ТЕНИ» ИЛИ УМЕРЕТЬ «НА СВЕТУ»: НЕФОРМАЛЬНОСТЬ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА

ГИМПЕЛЬСОН ВЛАДИМИР ЕФИМОВИЧ, КАПЕЛЮШНИКОВ РОСТИСЛАВ ИСААКОВИЧ

В работе обобщены основные результаты цикла исследований неформальности на рынке труда, проведенных в Центре трудовых исследований НИУ ВШЭ в 2010—2012 гг. Показано, что при интуитивной очевидности понятия«неформальная занятость» его нельзя признать ни концептуально прозрачным, ни легко измеримым, ни однозначным с точки зрения экономических и социальных последствий. В статье обсуждаются вопросы определения, измерения, масштаба и динамики неформальной занятости, влияния институтов, социально-демографического профиля, трудовой мобильности, заработков и неравенства неформальных работников. Сделанные выводы опираются на значительный массив эконометрических оценок и большие базы данных.

ЛИБЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ И ФИЛОСОФИЯ ДЖЕЙМСА БЬЮКЕНЕНА

ЗАОСТРОВЦЕВ АНДРЕЙ ПАВЛОВИЧ

В статье рассматривается научное наследие нобелевского лауреата по экономике Джеймса Бьюкенена. Основное внимание уделяется эволюции его взглядов на конституционную политическую экономию. Показано смещение предпочтений Бьюкенена — от требований о расширении инклюзивности правил коллективного выбора и количества конституционных ограничений к принципу универсальности, то есть недискриминационной демократии как средству противодействия провалам мажоритарной демократии. Сделан вывод о переходе Бьюкенена на позиции характерного для австрийской школы и посткейнсианства радикального субъективизма, нашедшего выражение в концепции конституционно ограниченной эволюции.

МИР-СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ КАК ОСНОВА УЧЕБНИКА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ (О КНИГЕ Г. Д. ГЛОВЕЛИ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ: УЧЕБНИК ДЛЯ БАКАЛАВРОВ. УГЛУБЛЕННЫЙ КУРС»)

ФУРСОВ КИРИЛЛ АНДРЕЕВИЧ

В статье рассматривается проблема мир-системного анализа как методологической основы для подготовки учебника по всемирной экономической истории для вузов, обсуждается, каким должен быть учебник на такой основе, выделены сильные и слабые стороны этого научного подхода. Сделан вывод, что автор рассматриваемого учебника успешно выполнил свою задачу — представить панораму экономической истории с древности до начала XXI в. при последовательном применении мир-системного анализа.

НАУКОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ: ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕИ ОЦЕНКА ДИССЕРТАЦИОННЫХ СОВЕТОВ

КУРАКОВА НАТАЛИЯ ГЛЕБОВНА, ЦВЕТКОВА ЛИЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА, ЕРЕМЧЕНКО ОЛЬГА АНДРЕЕВНА

В статье представлены результаты анализа национального публикационного потока по экономическим дисциплинам, проиндексированного в Web of Science и РИНЦ. Анализ выявил ограниченную применимость библиометрических показателей в качестве критериев оценки научного уровня потенциальных членов экспертных и диссертационных советов по экономическим специальностям. Предложены подходы к повышению значений наукометрических показателей российской экономической науки в международных базах данных.

О ЦИКЛИЧЕСКИХ ВОЛНАХ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ США И РОССИИ (ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И АНАЛИЗА)

КЛЕПАЧ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, КУРАНОВ ГЕННАДИЙ ОРАЗОВИЧ

В статье излагаются методология выявления и результаты анализа экономических циклов на основе историко-спектрального подхода, объединяющего преимущества историко-экономического анализа и спектрального метода исследования экономических рядов. Предложенный подход использован для выделения и анализа как собственных, регулярных колебаний экономической динамики, присущих развитым экономическим системам, так и колебаний, индуцированных технологическими и внешнеэкономическими шоками. Анализ осуществлен на основе данных послевоенной динамики экономики США, главного генератора мировых циклов, и экономики России за период с 1861 по 2012 г. с использованием результатов последних исследований по реконструкции рядов ее экономической динамики. В заключение сделаны выводы относительно экономической политики государства в условиях мирового циклического развития.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИЯХ ИНТЕНСИВНОЙ ДЕПОПУЛЯЦИИ: ЕСТЬ ЛИ РЕШЕНИЕ?

СТАРОДУБРОВСКАЯ ИРИНА ВИКТОРОВНА

В статье исследуются варианты ответов на стратегические вызовы, которые связаны с предоставлением социальных услуг на территориях интенсивной депопуляции, в условиях оттока населения, деградации человеческого капитала, дефицита финансовых ресурсов. Анализ проведен на основе полевых исследований в четырех российских регионах и обобщения практического опыта. Автор приходит к выводу, что в настоящее время используются далеко не все резервы повышения качества и экономичности предоставления социальных услуг на территориях интенсивной депопуляции, предлагает конкретные решения возникающих в данной сфере проблем.

РОССИЙСКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ: СТАТИСТЫ, СТРАЖИ СТАБИЛЬНОСТИ ИЛИ ПРОВОДНИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ?

ИВАНОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

The relationships between state, business and society in contemporary Russia are illustrated drawing on the example of the Russian professional associations. The empirical evidence for the present study has been collected by expert interviews and a survey of the executives of the membership-based professional associations conducted by the author in 2011—2013. In the present work the particularities of the Russian context, which shaped formation of these organizations have been outlined, the key functions that professional associations fulfil have been identified and the typology of this kind of nonprofit organizations has been proposed.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОДХОДК ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ КАПИТАЛУ (О КНИГЕ Н. М. ПЛИСКЕВИЧ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЙСЯ РОССИИ»)

КОВАЛЬ ТАТЬЯНА БОРИСОВНА

В статье проанализированы результаты исследования человеческого капитала. Показана обоснованность широкого — с применением качественных методов — подхода к оценке человеческого капитала. В рамках этого подхода важно учитывать влияние на человеческий капитал результатов революционного слома социокультурной ткани общества, а также сложившейся институциональной структуры, прежде всего системы «власти-собственности» (или «естественного государства» по Д. Норту).

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ЭТИКА:ПРОБЛЕМА МЕЖВРЕМЕННОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

ХАИТКУЛОВ РУСЛАН ГАФУРОВИЧ

В статье анализируется связь экономической теории и этики на примере долгосрочного экономического моделирования. В большинстве позитивных теорий присутствуют неявные этические предпосылки, связанные с вопросами межвременной справедливости. В статье рассматривается эволюция представлений о межвременной справедливости в истории экономической мысли, дан обзор основных теорий межвременной справедливости.

Содержимое этой страницы является частью Экономика и экономические науки коллекции из eLIBRARY.
Если вам интересно узнать больше о возможностях доступа и подписки, вы можете оставить свой запрос ниже или связаться с нами по адресу eresources@mippbooks.com

Запрос

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

Content

Cyclical Waves in the Economic Development of the U.S. and russia

Klepach Andrey, Kuranov Gennady

The article describes the methodology for identifying and analyzing economic cycles, which are based on historical spectral approach that combines the advantages of the historical and economic analysis and spectral method of the study of economic series. The proposed approach is used to isolate and analyze both their own regular fluctuations of economic dynamics inherent in the developed economies and the vibrations induced by technological and external economic shocks. The analysis has been carried out on the basis of data on the dynamics of the post-war U.S. economy as the main driver of world cycles, and of Russia’s economy from 1861 to 2012 using the latest research on the reconstruction of the time-series of its economic dynamics. Finally, conclusions are drawn in relation to the state economic policy in the conditions of the global cyclical development.

Delivery of Public Services on intensively DepopulatedTerritories: Is There Any Solution?

Starodubrovskaya Irina

The article discusses responses for the strategic challenges related to delivery of public services (education, health and culture) on intensively depopulated territories, which are characterized by outflow of population, degradation of human capital, lack of finance. The analysis is based on field studies in four Russian regions and deals with successes and failures in their practical experience. The research shows that not all the possibilities of producing services of better quality and higher efficiency on intensively depopulated territories have currently been utilized. Possible ways to improve the situation are proposed.

Economic Theory and Ethics: The Problem of intertemporal Justice

Khaitkulov Ruslan

The article deals with the interconnection of ethics and economics, focusing on the long-term economic modeling. Economic models that pretend to be positive often contain implicit normative assumptions of intertemporal justice. The evolution of ethical assumptions in economics is analyzed and the overview of different justice theories is given.

Human Approach To Human Capital(On the Book by n. m. Pliskevich “Human Capital in Transforming Russia”)

Koval Tatyana

The article analyzes the results of investigation of human capital. The validity of broad approach to assessment of human capital using qualitative methods is shown. In the framework of this approach it is necessary to take into account the influence that the results of revolutionary breaks of socio-cultural fabric of society produce on human capital as well as the impact of its inner institutional structure, first of all the system of “power-ownership” (or “natural state” according to D. North).

Liberal Political Economy And Philosophy Of James Buchanan

Zaostrovtsev Andrey

The article examines the scientific legacy of the Nobel Prize-winning economist James Buchanan (1919—2013). The focus is on the evolution of his views on constitutional political economy. The article shows the displacement of Buchanan's preferences from the expansion of inclusiveness of collective choice rules and the number of constitutional constraints to the generality principle — a non-discriminatory democracy as a means to counteract majoritarian democracy failures. It is concluded that finally Buchanan adopted radical subjectivism of the Austrian economic school and post-Keynesianism embodied in the concept of constitutionally limited evolution.

Russian Professional Associations: Sleeping beauties, Guardians of Stability or Facilitators of Societal Development?

Ivanova Ekaterina

The relationships between state, business and society in contemporary Russia are illustrated drawing on the example of the Russian professional associations. The empirical evidence for the present study has been collected by expert interviews and a survey of the executives of the membership-based professional associations conducted by the author in 2011—2013. In the present work the particularities of the Russian context, which shaped formation of these organizations have been outlined, the key functions that professional associations fulfil have been identified and the typology of this kind of nonprofit organizations has been proposed.

Scientometric Parameters of Russian Economic Science:General State and the Evaluation of Thesis boards

Kurakova Natalya, Tsvetkova Liliya, Eremchenko Olga

The paper analyses the publications of Russian authors in various fields of economics indexed in Web of Science and Russian Science Citation Index. The authors claim that the scientometric parameters are only in a limited way applicable in evaluating the performance of expert and thesis boards in economics in Russia. The authors also put forward the approaches in order to improve Russia’s positions in the international citations indexes in economics.

To Live in the Shadows or to Die in the Light: informality in the russian labor Market

Gimpelson Vladimir, Kapeliushnikov Rostislav

The paper presents major findings from the multi-year study of informality in the Russian labor market conducted by the CLMS—HSE. The authors argue that the concept of informality though it seems to be intuitively clear is neither conceptually straightforward, nor easily measurable, nor univocal in terms of economic and social implications. The article explores the issues related to definitions, measurement, evolution, profiling, impact of institutions, mobility, earnings and inequality. All findings and conclusions are supported by special econometric studies and large data sets.

World-System Analysis as a Basis of a Textbookon Economic history

Fursov Kirill

The article deals with the problem of the world-system analysis as a methodological basis for writing a textbook on world economic history for universities. An attempt is made to formulate what a textbook on such a basis should be. Strong and weak points of this scientific approach are distinguished. A conclusion is made that the author of the textbook under study has successfully achieved the goal — to present a panorama of economic history from the ancient times to the early twenty-first century consistently using the world-system paradigm.

This content is a part of the Economics collection from eLIBRARY.
If you are interested to know more about access and subscription options, you are welcome to leave your request below or contact us by eresources@mippbooks.com

Request