ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

Содержание

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ (О КНИГЕ Р. М. НУРЕЕВА И Ю. В. ЛАТОВА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ: ОПЫТ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА»)

ЗАОСТРОВЦЕВ АНДРЕЙ ПАВЛОВИЧ

В книге «Экономическая история России» показано, что на протяжении всего исторического пути, начиная с Московской Руси, в стране преобладали различные ступени развития и формы так называемого азиатского способа производства, или этакратизма. Авторы определили источники импорта институтов восточной деспотии, поставили и успешно раскрыли проблему конкуренции институтов. Разделяя и другие положения книги, рецензент рекомендует больше внимания уделить истории убеждений и идеологий. В целом не вызывает сомнений новаторский подход авторов и то, что их книга должна стать одним из основных источников по институциональной истории России.

КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

КУДРИН АЛЕКСЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ, ГОРЮНОВ ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ, ТРУНИН ПАВЕЛ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ

В статье критически проанализирована политика монетарного стимулирования, предлагаемая Столыпинским клубом и другими экспертами. Обсуждаются инфляционные последствия данной политики, создаваемые ею искажения на кредитных рынках и потенциал ускорения экономического роста. Обосновывается невозможность обеспечить долгосрочную макро-экономическую стабильность при управляемом валютном курсе. Выдвигаются контраргументы к тезисам о немонетарной природе российской инфляции, возможности безынфляционного наращивания денежного предложения ввиду недостаточной монетизации российской экономики и низкой загрузки производственных мощностей. Негативные последствия монетарного стимулирования иллюстрируются на примере Республики Беларусь.

КУДА ДВИЖЕТСЯ ТЕОРИЯ ИГР? К ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ В ИГРАХ

ФЬЮДЕНБЕРГ ДРЮ, ЛИВАЙН ДЭВИД К.

Теория игр достигла необыкновенных успехов в рамках экономической науки. Были получены ответы на многие важные вопросы, теоретико-игровые методы теперь играют ключевую роль в экономических исследованиях. В статье показано, в каких областях необходимы дальнейшие изыскания. Утверждается, что модели обучения позволят усовершенствовать и расширить предсказательную силу теории игр, сохранив имеющиеся успешные приложения. Особый акцент сделан на необходимости точнее исследовать скорость обучения.

НУЖДАЕТСЯ ЛИ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОПРАВДАНИЯХ?

ТАМБОВЦЕВ ВИТАЛИЙ ЛЕОНИДОВИЧ

На основе анализа дискуссий по поводу определений и обоснований промышленной политики в статье предлагается ее новая трактовка как совокупности намерений правительства сделать национальную экономику хорошей и средств осуществления этих намерений. Анализируются возможные значения понятия «хорошая экономика», особенности когнитивных процессов, которые могут определять, какую экономику считать таковой. Обобщены результаты позитивных исследований, выявивших некоторые структурные параметры экономики, наличие которых повышает ее устойчивость и конкурентоспособность. Показано, что достижение этих параметров не всегда соответствует политическим целям правительств.

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

ОСЬМАКОВ ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ, КАЛИНИН АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Статья посвящена проблематике промышленной политики и соответственно стратегии развития промышленности с точки зрения возникающих вызовов и возможной реакции на них в рамках государственной политики. Рассматриваются основные принципы и направления инвестиционной, внешнеторговой, технологической политики, отдельные аспекты территориального планирования, государственной корпоративной и социальной политики. Сформулированы предложения по перспективному целеполаганию и возможным результатам промышленной политики.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИРОССИИ: ВАЖНЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ И СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ГАЛИМОВ ДМИТРИЙ ИРЕКОВИЧ, ГНИДЧЕНКО АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ, МИХЕЕВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА, РЫБАЛКА АЛЕКСЕЙ ИГОРЕВИЧ, САЛЬНИКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ

В статье оценивается уровень использования производственных мощностей в российской обрабатывающей промышленности. Предлагается способ построения непрерывных временных рядов производственных мощностей и аналитических показателей для оценки основных характеристик мощностей на основе Формы № 1-натура-БМ Росстата. Сделаны качественные выводы относительно структурных характеристик производственных мощностей и тенденций их изменения, значимых с точки зрения проведения экономической политики.

РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ДВИЖЕНИИ КАПИТАЛА: ПЕРЕЛОМТЕНДЕНЦИЙ

БУЛАТОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

В 2001-2013 гг. наблюдались большие масштабы участия РФ в международном движении капитала, кругооборот российского по происхождению капитала между Россией и офшорами, постоянное превышение его вывоза над ввозом, а также несоответствие потребностям России отраслевой структуры притока капитала. Для периода 2014-2016 гг. характерны резкое сокращение масштабов экспорта и импорта капитала и некоторое снижение уровня его офшоризации. В среднесрочной перспективе высока вероятность продолжения нынешних тенденций. В долгосрочной перспективе специфика участия России в международном движении капитала будет зависеть прежде всего от проведения системных реформ в российской экономике.

ТЕОРИЯ ИГР В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ И НЕ ТОЛЬКО

САМУЭЛЬСОН ЛАРРИ

В статье рассматривается история превращения теории игр в стандартный инструмент экономической науки и утверждается, что первоначальный ажиотаж вокруг теории игр исчез не потому, что этот предмет сдал свой исходный «плацдарм», а потому, что его влияние распространилось на всю экономическую науку. Дано описание развития теории игр, особое внимание обращается на ее интеграцию в экономическую теорию, в ходе которой изменилась как практика экономической науки, так и природа теории игр. Рассмотрены некоторые проблемы современной теории игр - работа со множественными равновесиями, необходимость сделать теорию игр полезной для приложений и лучше интегрировать некооперативную и кооперативную теории игр. Представлены текущее состояние и перспективы этой дисциплины.

Содержимое этой страницы является частью Экономика и экономические науки коллекции из eLIBRARY.
Если вам интересно узнать больше о возможностях доступа и подписки, вы можете оставить свой запрос ниже или связаться с нами по адресу eresources@mippbooks.com

Запрос

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

Content

Does industrial policy need theoretical justifications?

Tambovtsev Vitaly

Basing on the analysis of discussions around industrial policy definitions and justifications, the paper suggests a new conception of industrial policy: it is an assemblage of government’s intentions to make up good economy and tools to effectuate the intentions. The variety of the meanings of the term “good economy” and cognitive patterns that can influence the understanding adopted by government are analyzed. The results of recent positive researches which revealed some economies’ structural features that promote economic resilience and competitiveness are summarized. It is shown that the achievement of these structural features can contradict some governments’ political goals.

Game theory in economics and beyond

Samuelson Larry

This essay examines game theory’s transformation to becoming the major tool in economics, arguing that the initial excitement surrounding game theory has dissipated not because game theory has retreated from its initial bridgehead, but because it has extended its reach throughout economics. Next, it discusses some key challenges for game theory, including the continuing problem of dealing with multiple equilibria, the need to make game theory useful in applications, and the need to better integrate noncooperative and cooperative game theory. Finally it considers the current status and future prospects of game theory.

Institutional economics of Russia (On the book by R. M. Nureev and Yu. V. Latov “Economic history of Russia: An essay in institutional analysis”)

Zaostrovtsev Andrey

Game theory has been a huge success in economics. Many important questions have been answered, and game theoretic methods are now central to much economic investigation. We suggest areas where further advances are important, and argue that models of learning are a promising route for improving and widening game theory's predictive power while preserving the successes of game theory where it already works well. We emphasize in particular the need for better understanding of the speed with which learning takes place.

On the strategy for industrial development of Russia

Osmakov Vasiliy, Kalinin Alexey

The article considers the problems of industrial policy and, accordingly, the industrial development strategy from the standpoint of the challenges facing the industry, the conditions for the adoption of strategic decisions and possible answers - the key directions of state activities. The main principles and directions are analyzed: investment, foreign trade, technological policies, certain aspects of territorial planning, state corporate and social policies. Proposals on the prospective goal-setting and possible results of industrial policy have been formulated.

Production capacity in Russian manufacturing: Primary trends and structural characteristics

Galimov Dmitry, Gnidchenko Andrey, Mikheeva Olga, Rybalka Alexey, Salnikov Vladimir

The paper estimates capacity utilization rate in Russian manufacturing. We also propose the way of building continuous time series of production capacity and analytical indicators used to describe the basic characteristics of production capacity. The data comes from statistical form No. 1-Natura-BM of Russian Federal State Statistics Service. Our findings about trends and structural characteristics of production capacity are shown to be significant for economic policy.

Russia in international capital movement: Turn of tendencies

Bulatov Alexander

The paper deals with the past, current and future situation in Russian capital outflow and inflow. The specific features of the past situation (2001-2013) were as follows: big scale of Russian participation in international capital movement; turnover of national capital between Russia and offshores; stable surplus of capital outflow over inflow; inadequacy of industrial structure of capital inflow to Russian needs. The current situation is characterized by such new features as radical cut in volumes of capital outflow and inflow, some decrease in its level of offshorization. In the mid-term the probability of continuation of current trends is high. In the long-term the mode of Russian participation in international capital movement will prima facie depend on prospects of realization of systematic reforms in the Russian economy.

Stimulative monetary policy: Myths and reality

Kudrin Alexey, Goryunov Evgeny, Trunin Pavel

In the paper we critically assess the stimulative monetary policy, proposed by the Stolypin Club and other experts. We discuss its inflationary consequences, the ability to accelerate economic growth along with created distortions in credit markets. We argue that the long-term macroeconomic stability cannot be sustained under managed exchange rate. We provide counterarguments to views, according to which inflation in Russia has nonmonetary roots and it is possible to increase money supply without causing inflation due to undermonetization of Russian economy and low utilization of production capacities. Negative consequences of monetary easing are illustrated with recent Belorussian experience.

Whither game theory? Towards a theory oflearning in games

Fudenberg Drew, Levine David K.

Теория игр достигла необыкновенных успехов в рамках экономической науки. Были получены ответы на многие важные вопросы, теоретико-игровые методы теперь играют ключевую роль в экономических исследованиях. В статье показано, в каких областях необходимы дальнейшие изыскания. Утверждается, что модели обучения позволят усовершенствовать и расширить предсказательную силу теории игр, сохранив имеющиеся успешные приложения. Особый акцент сделан на необходимости точнее исследовать скорость обучения.

This content is a part of the Economics collection from eLIBRARY.
If you are interested to know more about access and subscription options, you are welcome to leave your request below or contact us by eresources@mippbooks.com

Request