ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

Содержание

АКТИВНОСТЬ РОССИЙСКИХ ПАЕВЫХ ФОНДОВ: ПЛОХО ИЛИ ХОРОШО ДЛЯ ИНВЕСТОРА?

ИНОЗЕМЦЕВ ЭДУАРД ВАСИЛЬЕВИЧ, ТАРАСОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ

В работе исследуется степень активности российских паевых фондов. Согласно полученным результатам, индексные фонды в среднем на 12% отклоняются от своего базового индекса, в то время как активные - на 56%. Показано, что более активные фонды дороже обходятся пайщикам, но при этом меньше их чистая доходность, скорректированная на риск. Отклонение индексных фондов от базового индекса приводит к еще большей потере доходности, чем в случае активных фондов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что активное управление капиталом в России связано с трудностями с точки зрения как высокой стоимости услуг, так и низкой доходности. Неразвитость рынка и низкая конкуренция создают предпосылки для подобной ситуации. В качестве решения мы предлагаем развивать рынок пассивного управления капиталом путем мониторинга цен на их продукты и с помощью мер, направленных на информирование массовых инвесторов о сути пассивного управления.

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ: ВЛИЯНИЕ МЕР АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕСТУПНОСТЬ

КОЛОСНИЦЫНА МАРИНА ГРИГОРЬЕВНА, ХОРКИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА, ВОЛКОВ АНТОН ЮРЬЕВИЧ

Алкоголь в экономической науке традиционно относят к аддиктивным благам, потребление которых связано как с возможной нерациональностью потребителей, так и с отрицательными внешними эффектами - ростом преступности, числа дорожно-транспортных происшествий, пожаров, аварий на производстве, несчастных случаев в быту. Поэтому в большинстве стран, для которых характерен высокий уровень потребления спиртных напитков, принимают специальные меры с целью сократить потребление алкоголя. В последнее десятилетие такие меры активно внедряются и в России. В их числе - ценовые и временны е ограничения. В работе проводится эмпирический анализ влияния этих мер на показатели преступности. Результаты показывают эффективность временны х ограничений торговли спиртными напитками в отношении подростковой и взрослой преступности. Рост цен на водку, связанный с повышением акцизных налогов, сокращает число преступлений, совершенных подростками, однако пока не оказывает значимого влияния на преступность взрослых людей.

КТО ОТВЕЧАЕТ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ? РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ЧАСТНОЙ ЗАЩИТОЙ ОТ ПРЕСТУПНОСТИ

ВАСИЛЕНОК НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА, ЯРКИН АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

В статье предлагается первый в русскоязычной литературе обзор современных исследований в области экономики преступности. Особое внимание уделяется роли государственных и частных инвестиций в безопасность. Подчеркивается роль неравенства и институциональной среды в формировании системы защитных мер и итогового распределения преступности. Представлены результаты эмпирического анализа на уровне регионов России, где выявлена значимая связь между неравенством и государственными и частными инвестициями в безопасность, а также обнаружены существенные различия между более и менее демократичными регионами.

НА ИСХОДЕ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ 2017-2019 ГГ

МАУ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

В статье анализируются глобальные тренды социально-экономического развития в условиях завершения глобального структурного кризиса. Обсуждаются специфические черты формируемой модели экономического роста, а также вопросы исследовательской повестки и экономической политики предстоящего периода. В их числе рассматриваются перспективы безынфляционной модели экономического роста, новые конфигурации глобальных валют и роль криптовалют, независимость центробанков и расширение их роли в обеспечении экономического роста, новые задачи и модели государственного регулирования, взаимодействие неравенства и экономического роста. Анализируются особенности социально-экономической динамики России с восстановлением экономического роста: границы его макроэкономического стимулирования, инфляционное таргетирование, новое бюджетное правило, социальная динамика и др. Отмечается, что ключевые барьеры на пути экономического развития находятся во внеэкономической сфере.

"НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ" БЫСТРОРАСТУЩИЕ ФИРМЫ-"ГАЗЕЛИ" И ПОРЯДОК ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА

ЮДАНОВ АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ, ЯКОВЛЕВ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Объектом исследования в статье выступают «неортодоксальные» фирмы-«газели» - быстрорастущие компании, рост которых обусловлен административным ресурсом или аффилированностью с крупными корпорациями. Установлено, что значительную роль в коммерческом успехе таких фирм играет рента. Тем не менее, как предсказывает концепция порядка ограниченного доступа (Д. Норта и соавторов) и вопреки стандартной трактовке, рента в определенных условиях может играть позитивную роль в переходной экономике. Среди основных паттернов развития «неортодоксальных» фирм-«газелей» в России на эмпирическом материале выявлены положительные сценарии. В статье обсуждаются условия, при которых такие фирмы могут стать инструментом государства развития.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ РАСПРЕДЕЛЕННОГО КАПИТАЛИЗМА (О КНИГЕ D. TAPSCOTT, A. TAPSCOTT "BLOCKCHAIN REVOLUTION. HOW THE TECHNOLOGY BEHIND BITCOIN IS CHANGING MONEY, BUSINESS, AND THE WORLD")

КОРНЕЙЧУК БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ

В статье рассматривается изложенная в книге Д. Тапскотта и А. Тапскотта концепция распределенного капитализма, который формируется под воздействием технологии блокчейна. Экономика эпохи блокчейна характеризуется трансформацией института доверия под влиянием новых технологий, отмиранием финансового посредничества, привлечением в экономику сотен миллионов жителей отсталых стран, ростом конкуренции и сокращением неравенства. Авторы видят в революции блокчейна решение проблемы дискриминации создателей интеллектуальной собственности, которые сегодня вынуждены отдавать посредникам основную часть созданной стоимости. Главным противником распределенного капитализма они называют «феодальную» финансовую систему, которая теряет свое привилегированное положение в новых условиях, когда субъекты экономики могут использовать альтернативные валюты и непосредственно взаимодействовать между собой без риска и высоких трансакционных издержек.

ФИНАНСОВАЯ СТРУКТУРА В РОССИИ: ВЫВОДЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

ДАНИЛОВ ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ, ПИВОВАРОВ ДАНИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

В статье исследуется финансовая структура России. Проведен ретроспективный анализ становления концепции финансового развития в мировой экономической науке. Для расчета количественных характеристик финансовой структуры России использованы показатели, применяемые в международной практике, и дополняющие их оригинальные индикаторы. Проанализировано влияние финансовой структуры на экономический рост, сделан вывод о необходимости государственной политики, нацеленной на достижение опережающего роста небанковского финансового сектора. В рамках обсуждения результатов приведены аргументы в пользу такого вывода.

ФИНАНСОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ РОЗНИЧНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ В ЕС И РОССИИ

ТРОФИМОВ ДМИТРИЙ ВИКТОРОВИЧ

В статье анализируются тенденции развития национальных платежных систем стран Евросоюза и России: электронных и депозитных денег, расчетных карт, финансовых технологий в сфере розничных платежей. Определены факторы развития безналичных розничных платежей и национальных систем платежных карт в Евросоюзе, а также проблемы и перспективы становления этого сектора в России. Предложены рекомендации по формированию конкурентной среды и развитию финансовых технологий в сфере розничных платежей в РФ.

Содержимое этой страницы является частью Экономика и экономические науки коллекции из eLIBRARY.
Если вам интересно узнать больше о возможностях доступа и подписки, вы можете оставить свой запрос ниже или связаться с нами по адресу eresources@mippbooks.com

Запрос

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

Content

Actively managed Russian mutualfunds: Good or bad for investors?

Inozemtsev Eduard V., Tarassov Evgeni B.

The paper considers the degree of activity of Russian mutual funds. According to the results obtained, index funds on average deviate by 12% from their base index, while active funds deviate by 56%. It is shown that more active funds are more costly for the shareholders, but at the same time demonstrate a lower net profit adjusted for risk. The deviation of index funds from the base index leads to an even greater loss of profitability than in the case of active funds. The results show that active management of capital in Russia is experiencing difficulties both in terms of high fees and low profitability. Market underdevelopment and low competition create all the prerequisites for the existence of such a situation. As a solution, we propose to develop the market of passive capital management both by monitoring the prices of their products, and through measures aimed at increasing the understanding of the essence of passive management by the mass investor.

Alcohol consumption externalities: An impact of alcohol policies on crime rates

Kolosnitsyna Marina G., Khorkina Natalia A., Volkov Anton Yu.

Alcohol is traditionally considered by economists as an addictive good. Its consumption is often connected to irrational behaviours as well as negative external effects: growth of crime rates, traffic, occupational, and home accidents, fires. That is why most countries with high levels of alcohol consumption introduce special policy measures to reduce it and, as a result, its negative impact on society. In recent decade these policies were also adopted in Russia. This paper analyzes an impact of alcohol policy measures on crime rates. Empirical study is based on econometric analysis of panel data on Russian regions in 2003-2015. The results confirm effectiveness of temporal restrictions on alcohol sales in regard to juvenile and adult crime. Increasing price of vodka due to higher rates of excise tax reduces a number of crimes by teenagers. Meanwhile, price measures do not influence crime rates among adults.

At the final stage of the global crisis: Economic tasksin 2017-2019

Mau Vladimir A.

The paper deals with the global and national trends of economic and social development at the final stage of the global structural crisis. Special attention is paid to intellectual challenges economists will face with in the post-crisis world: prospects of growth without inflation, new global currencies and the role of cryptocurrencies, central banks independence and their role in economic growth stimulation, new tasks and patterns of government regulation, inequality and growth. Special features of Russian post-crisis development are also under consideration. Among them: prospects of macroeconomic support of growth, inflation targeting, new fiscal rule, social dynamics and new challenges to welfare state. The paper concludes that the main obstacles for economic growth in Russia are concentrated in the non-economic area.

Financial structure in Russia: Conclusions for state policy

Danilov Yuri A., Pivovarov Danil A.

The article examines the financial structure of Russia. A retrospective analysis of the concept of financial development in the world economic science was conducted. To calculate the quantitative characteristics of Russia’s financial structure, both the indicators from international practice and the original ones supplementing them were used. The analysis of the influence of the financial structure on economic growth was conducted, on the basis of which the conclusion was made about the need to implement state policy aimed at achieving an outstripping growth of the non-banking financial sector. The reasons for this conclusion are given in the discussion of the results.

Financial technologies in the field of retail payments: Current trends and perspectives in EU and Russia

Trofimov Dmitry V.

The article analyzes tendencies of national payment systems development in the European Union and Russia: electronic and deposit money, bank cards, financial technologies in the field of retail payments. The author identifies factors that stimulate the development of cashless retail payments and the national payment card systems in the European Union, as well as the problems and prospects of this sector forming in Russia. Recommendations on the development of a competitive environment and financial technologies in the field of retail payments in Russia are proposed.

Political economy of distributed capitalism

Korneychuk Boris V.

The review discusses the ideas presented in the book by D. Tapscott and A. Tapscott - specifically, the concept of distributed capitalism allowed for by blockchain technology. The blockchain era is characterized by development of a new institution of trust; disruption of financial intermediation; economic inclusion of hundreds of millions of citizens in developing countries; an increase in competition and a decrease in inequality. The authors see the blockchain revolution as a solution to the problem of discrimination against intellectual property creators, who have to hand over a large part of the value created to intermediaries. They consider the main opposition to distributed capitalism to stem from the feudal financial system which loses ground under new conditions, where economic agents may use alternative currencies and interact directly with each other without risk and high transaction costs.

“Unorthodox” fast-growing firms (gazelles) and North’s limited access order

Yudanov Andrei Yu., Yakovlev Andrei A.

The subject of the article is “unorthodox” gazelles - politically-connected or big business-affiliated fast-growing firms. It is established that rents play a significant role in the commercial success of such firms. Nevertheless, as predicted by the well-known “limited access framework” (by D. North and co-authors), and contrary to the standard interpretation of rents, the latter can play a positive role in the transitional economy. The authors have identified on empirical material some clearly positive scenarios among the main patterns of the development of “unorthodox” gazelles in Russia. The article discusses the conditions under which “unorthodox” gazelles can become an instrument of developmental state.

Who is in charge of security? Division oflabour between public and private security producers

Vasilenok Natalia A., Yarkin Alexander M.

This paper presents the first in the Russian literature review of research devoted to the roles of private and public investment in security in the economics of crime. We describe theoretical and empirical papers that deal with the strength of the deterrence and diversion effects, as well as the interaction between different security measures. Special attention is given to the roles that income inequality and institutional set-up play in the formation of the profile of security measures and the resulting distribution of crime. We also present empirical results based on the Russian regional data, which reveal a significant relationship between inequality and the ratio of private to public security measures, as well as substantial differences between more and less democratic regions.

This content is a part of the Economics collection from eLIBRARY.
If you are interested to know more about access and subscription options, you are welcome to leave your request below or contact us by eresources@mippbooks.com

Request