ВОПРОСЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

  • Издатель Федеральное государственное унитарное предприятие Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр Наука
  • Страна Россия
  • Ссылка https://elibrary.ru/title_about.asp?id=7716

Содержание

G.G. CORBETT. FEATURES. CAMBRIDGE: CAMBRIDGE UNIVERSITY PRESS, 2012

ХОЛОДИЛОВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

L.A. JANDA, A. ENDRESEN, J. KUZNETSOVA, O. LYASHEVSKAYA, A. MAKAROVA, T. NESSET, S. SOKOLOVA. WHY RUSSIAN ASPECTUAL PREfiXES AREN’T EMPTY: PREfiXES AS VERB CLASSIfiERS. BLOOMINGTON (INDIANA): SLAVICA, 2013

ПЕЧЕНЫЙ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ

M. GUIRAUD-WEBER. ESSAIS DE SYNTAXE RUSSE ET CONTRASTIVE. AIX-ENPROVENCE: PUBLICATIONS DE L’UNIVERSITé DE PROVENCE, 2011

СИЧИНАВА ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

VII МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ФОНЕТИКА СЕГОДНЯ"

ТИМОФЕЕВ ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ

XIX МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС

КУЗНЕЦОВ ВАЛЕРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ, ВЕЛЬМЕЗОВА ЕКАТЕРИНА

Е.Б. МАРКУС, Ф.И. РОЖАНСКИЙ. СОВРЕМЕННЫЙ ВОДСКИЙ ЯЗЫК: ТЕКСТЫ И ГРАММАТИЧЕСКИЙ ОЧЕРК: МОНОГРАФИЯ В 2-Х Т. СПБ.: НЕСТОР-ИСТОРИЯ, 2011

МУСЛИМОВ МЕХМЕТ ЗАКИРОВИЧ

К КЛАССИФИКАЦИИ ИМЕННЫХ ФОРМ В ЮГО-ЗАПАДНЫХ ИРАНСКИХ ЯЗЫКАХ

ИВАНОВ ВЛАДИМИР БОРИСОВИЧ

С целью коррекции имеющихся систем описания именного словоизменения в близкородственных югозападных иранских языках (персидском, таджикском и дари) пересматриваются статусы изафетного показателя и артикля. Первый является специализированным аффиксом вершинного маркирования слова в изафетной конструкции в пределах словесных границ и образует синтетическую форму слова. Второй не только маркирует выделенность, но и может одновременно выступать в связочной функции, то есть также может быть маркером вершинного положения имени в словосочетании. Однако в отличие от изафетного показателя он размещается за пределами словесных границ и образует именную словоформу аналитического типа. Кроме того, в систему именного словоизменения вводятся звательные формы (вокативы), которые образуются от исходной формы имен аффиксацией и/или интонационно-просодически.

КОНТРОЛЬ И ОТРИЦАНИЕ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗНАЧЕНИЙ

АПРЕСЯН ВАЛЕНТИНА ЮРЬЕВНА

В статье рассматривается семантическая структура разных типов предикатов и их взаимодействие с отрицанием. В работе анализируются три типа предикатов - физические каузативы (типа налить, вбить, втащить ), эмоциональные каузативы (типа злить, расстраивать, обижать, радовать ), интерпретативы (типа грешить, баловать, ошибаться ). Их значения состоят из двух компонентов: ‘действие' и ‘результат' (физическое состояние, эмоциональная реакция или интерпретация), причем в сферу действия отрицания может входить либо ‘результат', либо и ‘действие', и ‘результат'. В работе делается предположение о зависимости статуса компонента ‘действие' в семантической структуре предиката и, соответственно, сферы действия отрицания над этим предикатом от наличия в его значении системообразующего смысла ‘контроль'. Чем выше степень контроля агенса над результатом, тем теснее каузальная связь между действием и результатом и тем более неразрывно соединены в семантической структуре предиката компоненты ‘действие' и ‘результат'. Тесно взаимосвязанные компоненты ‘действие' и ‘результат' принадлежат к одному уровню семантической структуры (ассерция), и действие отрицания распространяется на оба компонента. Чем меньше степень контроля агенса над результатом и чем слабее и опосредованнее связь между действием и результатом, тем менее связаны в семантической структуре предиката компоненты ‘действие' и ‘результат'. Таким образом, эти компоненты принадлежат к разным уровням семантической структуры (пресуппозиция и ассерция), и отрицание естественным образом распространяется только на ассерцию.

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "РУССКИЙ ЯЗЫК: КОНСТРУКЦИОННЫЕ И ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ"

СТОЙНОВА НАТАЛЬЯ МАРКОВНА

НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ НАД ФОРМАМИ ИМПЕРФЕКТА В ТОХАРСКОМ А ЯЗЫКЕ

ИТКИН ИЛЬЯ БОРИСОВИЧ

Статья посвящена проблемам, связанным с наличием в тохарских языках двух прошедших времен, условно называемых имперфектом и претеритом. Показано, что существующие описания семантики и употребления двух тохарских прошедших времен неудовлетворительны, а трактовка многих глагольных форм в тохарском A, где имперфект и претерит могут строиться по одним и тем же моделям, произвольна. Вводится дистрибутивно-синтаксический критерий разграничения имперфекта и претерита в тохарском A, предлагается новая интерпретация форм ряда глаголов и контекстов, в которых они представлены. Отдельно рассматривается вопрос о причинах аномального поведения имперфекта глагола «идти».

О СОВРЕМЕННЫХ ЗАДАЧАХ СЕМАНТИКО-МОТИВАЦИОННОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ НАРОДНОЙ ТОПОНИМИИ

БЕРЕЗОВИЧ ЕЛЕНА ЛЬВОВНА

В статье комментируются актуальные задачи семантико-мотивационной реконструкции народной топонимии. Статья выполнена на русском материале, извлеченном преимущественно из неопубликованных полевых картотек Топонимической экспедиции Уральского университета по территориям Русского Севера, Верхнего Поволжья, Среднего Урала. Рассматриваются особенности реконструкции семантического объема известных слов (особенно многозначных) с опорой на топонимию; говорится об изучении топонимической прагматики, ситуаций взаимодействия реалий и номинатора; затрагиваются вопросы интерпретации специфических топонимических моделей, не поддерживаемых нарицательной лексикой; подчеркивается необходимость по-новому осмыслять взаимопереходы в проприальной и апеллятивной сферах. Уделяется внимание вспомогательным методикам, способствующим семантической реконструкции топонимов, в частности, лингвостатистическому анализу.

РОБОТЫ, ЭВОЛЮЦИЯ И ГРАММАТИКА КОНСТРУКЦИЙ

КУЗНЕЦОВА ЮЛИЯ ЛЬВОВНА

В этой статье рассказывается о работах исследовательской группы под руководством Люка Стилса. Исследователи моделируют эволюцию языка; испытуемыми в их экспериментах являются человекообразные роботы. В статье подробно описывается несколько исследований, проведенных группой. Показано, как роботы создают классификации на примере восприятия цветов, как роботы пользуются концептами, связанными с телесностью (embodiment) для описания местоположения объектов и как роботы усваивают языковые конструкции на примере русских приставочных глаголов.

СУДЕБНЫЙ ДИСКУРС КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН: НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ СУДЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ, АНГЛИЙСКИХ И АВСТРАЛИЙСКИХ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ)

ДУБРОВСКАЯ ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА

В настоящей статье судебный дискурс исследуется как культурный феномен. Выявляются различия в дискурсивном поведении российских, английских и австралийских судей, и предлагается объяснение этих различий с точки зрения исторического развития судебных систем, социальных факторов и национально-культурной специфики мышления. Анализ касается трех аспектов поведения судей: степени речевой активности, оценочности и эмоциональности, а также вежливости.

ТЕЛЕУТСКИЙ ЯЗЫК: ИНТОНАЦИЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ И ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

ШЕСТЕРА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

В статье рассматривается интонация повествовательных и вопросительных высказываний, произнесенных дикторами-носителями телеутского языка, проживающими в с. Беково Беловского района Кемеровской области. Помимо аудиовизуального метода анализа и компьютерной обработки звукового сигнала в программах Speech Analyzer 3.01 и Wave Assistant, в работе учитывалось субъективное восприятие носителей языка.

Содержимое этой страницы является частью Языкознание коллекции из eLIBRARY.
Если вам интересно узнать больше о возможностях доступа и подписки, вы можете оставить свой запрос ниже или связаться с нами по адресу eresources@mippbooks.com

Запрос

ВОПРОСЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

  • Publisher Федеральное государственное унитарное предприятие Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр Наука
  • Country Россия
  • Web https://elibrary.ru/title_about.asp?id=7716

Content

19th International congress of linguists

Kuznecov Valerij G., Vel’mezova Ekaterina

7th International conference "Phonetics today"

Timofeev Viktor V.

A few remarks on the imperfect forms in Tocharian A

Itkin Il’ja B.

The paper is dedicated to the problem of two past tenses in the Tocharian languages conventionally named «imperfect» and «preterit». It is demonstrated that the existing descriptions of semantics and usage of these two forms are unsatisfactory and the treatment of many verbal forms in Tocharian A, in which the formation of imperfect and preterit can follow the same pattern, is arbitrary. The paper introduces a distributional-syntactic criterion of distinction between imperfect and preterit in Tocharian A and proposes a new interpretation of some verbal forms and their contexts. The question of why the imperfect of the verb «to go» behaves so strange is particularly regarded.

Control and negation: Semantic interaction

Apresjan Valentina Ju.

The paper examines the semantic structure of different types of predicates as well as their interaction with negation. Three types of predicates are considered - physical causatives (such as ‘to pour', ‘to punch in', ‘to drag'), emotional causatives (such as ‘to anger', ‘to sadden', ‘to hurt one's feelings', ‘to please'), interpretatives (such as ‘to sin', ‘to spoil', ‘to make a mistake'). Their semantic structures include two components: ‘action' and ‘result' (which can be a physical or an emotional state, or an interpretation). The hypothesis is that the status of the component ‘action' in the semantic structure of the predicate and, hence, its interaction with negation, are contingent on the degree of control that this action implies. The greater is the degree of control, the closer are causal relations between the action and its result; therefore, these two semantic components are inextricably connected in the semantic structure. They belong to the same level of semantic representation, namely, to its assertive part and can, therefore, be negated. The lower is the degree of control, the weaker are causal relations between the action and its result; therefore, these two semantic components belong to different levels of semantic representation, namely, to its presupposition (‘action') and to its assertive part (‘result'), with only the latter being available to negation.

. Essais de syntaxe russe et contrastive. Aix-en-Provence: Publications de l’Université de Provence, 2011

Sičinava Dmitrij V.

International conference "Constructional and lexical semantic approaches to Russian"

Stojnova Natal’ja M.

Modern challenges of the semantic and motivational reconstruction of folk toponymy

Berezovič Elena L.

The article addresses the urgent need of semantic-motivational reconstruction of folk toponymy. The research is based on Russian materials extracted mainly from unpublished field card indexes of toponymic expedition of the Ural university in the territories of the Russian North, the Upper Volga region, the Middle Urals. The features of semantic reconstruction of familiar words (especially polysemous) are considered from the point of view of toponymy; the study of toponymic pragmatics and situations of interaction between realia and nominator is discussed; the issues of interpretation of specific toponymic models that are not supported by common nouns are addressed; the need for new ways to conceptualize mutual transitions in the areas of proper and apellative names is argued for. Attention is given to the auxiliary methods helping to implement semantic reconstruction of place names, to linguostatistical analysis in particular.

Modern Votic: Texts and grammar: A monography in 2 vol. St. Petersburg: Nestor-Istorija, 2011

Muslimov Mexmet Z.

Robots, evolution, and construction grammar

Kuznecova Julija L.

This paper presents works of the research group led by Luc Steels. The group models language evolution using man-like robots as subjects. The paper uses results of several experiments as examples. We see how robots classify objects (in the experiment robots tag and group different colors). We observe how robots use concepts related to embodiment (concepts sit, lie and stand are used to describe objects’ location). We see how robots acquire language constructions (Russian prefixed verbs serve as an example).

Teleut: Intonation of declarative and interrogative utterances

Šestera Elena A.

In this paper intonation of statements and questions of the Teleut language is under consideration. The utterances were pronounced by the Teleut speakers and were recorded in normal conditions. The area where the Teleut people live is Bekovo, Belovo district, Kemerovo region, Russian Federation. We analyzed the phrases by help of computer programs Speech Analyzer 3.01 and Wave Assistant using audiovisual method, and relying on speakers' perception.

The discourse of court as a cultural phenomenon: National cultural features in the speech of judges (case studies of court sessions in Russia, England, and Australia)

Dubrovskaja Tat’jana V.

The present paper explores courtroom discourse as a cultural phenomenon. It is aimed at revealing differences in discursive behaviour of Russian, English and Australian judges, and accounting for them in terms of the historical development of the legal systems, social factors, as well as specifics of national mentalities. The analysis consider three aspects of judges’ behaviour: the degree of verbal activity, evaluation and emotionality, and politeness.

Towards the classification of nominal forms in SouthWestern Iranian

Ivanov Vladimir B.

In order to correct existing systems of description of word inflection in closely related southwestern Iranian languages (Persian, Tajik and Dari), status of the izafat and the article is revised. The first one is a specialized affix of the vertex marking of the word in the izafat construction within the word boundaries. The second one not only marks the determination, but at the same time can serve as a link, i.e. as a marker of the vertex position of a noun in a word-combination. But as opposed to the izafat, it is localized outside the word boundaries and forms an analytic word form. Besides that, vocative forms are brought into the paradigm of the noun inflection that are formed from the initial form with the help of affixes and/or intonation and prosody.

. Why Russian aspectual prefixes aren’t empty: Prefixes as verb classifiers. Bloomington (Indiana): Slavica, 2013

Pečenyj Aleksandr P.

G.G. CORBETT. FEATURES. CAMBRIDGE: CAMBRIDGE UNIVERSITY PRESS, 2012

ХОЛОДИЛОВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

This content is a part of the Linguistics collection from eLIBRARY.
If you are interested to know more about access and subscription options, you are welcome to leave your request below or contact us by eresources@mippbooks.com

Request