ВОПРОСЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

  • Издатель Федеральное государственное унитарное предприятие Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр Наука
  • Страна Россия
  • Ссылка https://elibrary.ru/title_about.asp?id=7716

Содержание

I. A. SERZANT, L. KULIKOV (EDS). THE DIACHRONIC TYPOLOGY OF NONCANONICAL SUBJECTS. AMSTERDAM: JOHN BENJAMINS, 2013

ШКАПА МАРИЯ ВАЛЕРЬЕВНА

IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ "ТЕРМИНОЛОГИЯ И ЗНАНИЕ"

ШЕЛОВ СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ, ЦУМАРЕВ АЛЕКСЕЙ ЭДУАРДОВИЧ

O. INKOVA, M. DI FILIPPO, F ESVAN (A CURA DI). L’ARCHITETTURA DEL TESTO. STUDI CONTRASTIVI SLAVO-ROMANZI. ALESSANDRIA: EDIZIONI DELL’ORSO, 2014

ГОВОРУХО РОМАН АЛЕКСЕЕВИЧ, КОБОЗЕВА ИРИНА МИХАЙЛОВНА

VIII ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОЛОГИИ И СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ"

ЛЕУШИНА ЛИЛИЯ ТРОФИМОВНА, ДЕМЕШКИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА

VII МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКОЛОГИИ И ЛЕКСИКОГРАФИИ

КОВАЛЕНКО КИРА ИОСИФОВНА

V MATTES. TYPES OF REDUPLICATION. A CASE STUDY OF BIKOL. BERLIN: MOUTON DE GRUYTER, 2014

РОЖАНСКИЙ ФЕДОР ИВАНОВИЧ

АВТОНОМИЗМУС, СОЦИАЛИЗМУС И ИДИОТИЗМУС: ЕВРОПЕИЗМЫ В ИВРИТЕ, 1917-1918

ЯМПОЛЬСКАЯ СОФЬЯ БОРИСОВНА

Концептуализация истории иврита на рубеже XIX-XX вв. представляет собой интересную проблему для социолингвистики. Существующие теории, весьма разнящиеся между собой, сходятся в одном положении: иврит претерпел кардинальные изменения в Палестине в указанный период времени. Одной из важных задач модернизации иврита, которую часто называют «возрождением» языка, было расширение словаря. Настоящая статья предлагает анализ европейских заимствований (500 лексем), обнаруженных в московской газете на иврите, выходившей в 1917-1918 гг. Заимствования рассматриваются с точки зрения орфографической, грамматической и морфологической адаптации, с опорой на материал ивритской прессы предыдущего периода (второй половины XIX в.). Анализ материала показывает, что основные модели адаптации заимствований, работающие в современном иврите, сложились в начале ХХ в. вдали от Палестины, т. е. от деятельности Э. Бен-Иегуды и от новых поколений говорящих, для которых иврит стал первым языком, что не вписывается в существующие теории.

БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ ИЗ НОВГОРОДСКИХ РАСКОПОК 2014 Г

ГИППИУС АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ, ЗАЛИЗНЯК АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ГРАММАТИЧЕСКАЯ ГИБРИДИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ"

КОНЁР ДАРЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ЮРИЯ СЕРГЕЕВИЧА МАСЛОВА"

ВИЛИНБАХОВА ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА, ЗАИКА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА, ФЕДОТОВ МАКСИМ ЛЕОНИДОВИЧ

М. М. МАКАРЦЕВ. ЭВИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ БАЛКАНСКОГО ТЕКСТА. М.; СПБ.: НЕСТОР-ИСТОРИЯ, 2014

АРКАДЬЕВ ПЕТР МИХАЙЛОВИЧ

ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ АКЦЕНТНЫЕ СИСТЕМЫ

ДЫБО ВЛАДИМИР АНТОНОВИЧ

Статья посвящена обоснованию выдвинутой автором гипотезы тонового происхождения индоевропейских систем разноместного фонологически значимого ударения. В начале статьи рассматриваются акцентные системы с фиксированным ударением: наиболее простой тип, где фиксация осуществляется посредством счета слогов, и осложненные системы, включающие в правило фиксации количество или качество слога. Последние при потере фактора, осложняющего правило фиксации, и естественной морфонологизации, преобразуются в так называемые системы «свободного акцента», или, что будет точнее, системы разноместного ударения. Приводятся соответствующие примеры. Рассмотрение славянской, балтийской и балто-славянской парадигматических акцентных систем приводит к выводу, что в основе их лежит начальноударная акцентная система, осложненная тоновым (регистровым) характером гласных.

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИНОНИМИЯ В ДРЕВНЕГЕРМАНСКИХ ЯЗЫКАХ (НА МАТЕРИАЛЕ ГОТСКОГО, ДРЕВНЕИСЛАНДСКОГО И ДРЕВНЕВЕРХНЕНЕМЕЦКОГО ЯЗЫКОВ)

НОВИЦКАЯ ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Статья представляет результаты исследования границ распространения однокоренных разнооформленных существительных с тождественной или близкой семантикой в древнегерманских языках (готском, древнеисландском, древневерхненемецком). В соответствии с современным уровнем разработанности теории синонимии (для разноуровневых единиц) указанные древнегерманские существительные квалифицируются как однокоренные словообразовательные синонимы. В исторической германистике предложено несколько подходов к объяснению факта существования однокоренных словообразовательных синонимов (Э. Бенвенист, О. А. Осипова, Н. Б. Пименова и др.), общим для которых является признание семантического противопоставления в парах и рядах словообразовательных синонимов. На основе метода сплошной выборки в трех древнегерманских языках выделены все пары и ряды однокоренных словообразовательных синонимов, распределены по типам их парадигматических противопоставлений. Это позволило выявить наиболее эмпирически продуктивные словообразовательные типы в парах / рядах однокоренных словообразовательных синонимов и, следовательно, оппозицию словообразовательных суффиксов. Полученные результаты «высветили» сходства и различия древнегерманских языков в области словообразовательной синонимии.

СТРУКТУРА ИМЕННОЙ ГРУППЫ В БЕЗАРТИКЛЕВЫХ ЯЗЫКАХ: УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ И ВАРИАТИВНОСТЬ

ЛЮТИКОВА ЕКАТЕРИНА АНАТОЛЬЕВНА, ПЕРЕЛЬЦВАЙГ АСЯ МИХАЙЛОВНА

Статья посвящена вопросу о наличии в именных группах безартиклевых языков функциональной проекции DP (Determiner phrase, группы определителя). Опираясь на материал татарского языка, мы показываем, что внутриязыковая категоризация именных групп является предметом параметризации: некоторые, по пе все именные составляющие представляют собой DP. Эта гипотеза позволяет объяснить различное поведение именных групп двух типов в ряде синтаксических контекстов, в том числе в позиции прямого дополнения, для которого характерно вариативное падежное маркирование. Мы полагаем, что аккузативные дополнения представляют собой DP, а немаркированные дополнения лишены соответствующей функциональной оболочки. Такой подход делает лучшие предсказания о поведении языкового материала по сравнению с представленными в литературе подходами, опирающимися на семантические или позиционные свойства объекта.

ЧТО И КАК ИЗУЧАЕТ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

АЛПАТОВ В.М.

Развитие лингвистики имеет ряд особенностей. Два главных процесса в истории лингвистики - накопление фактов и становление новых методов; накопление фактов увеличивает хаос, формирование новых методов преодолевает его. В разные периоды приоритетными бывали разные задачи, некоторые проблемы становились периферийными, но потом могли снова получить приоритет на более высоком уровне. В истории лингвистики можно видеть две тенденции: одна из них стремится изучать язык объективно и точно по образцу естественных наук, другая связана с изучением языка вместе с говорящим на нем человеком, с учетом интуиции и интроспекции. Первая тенденция господствовала в эпоху структурной лингвистики, вторая стала распространенной в наше время.

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СИМПОЗИУМ "ЭТИМОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТАРОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА В СЛАВЯНСКОЙ, ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ И ОБЩЕЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ". БРНО, 2014

ВАРБОТ ЖАННА ЖАНОВНА, КУРКИНА ЛЮБОВЬ ВИКТОРОВНА

Содержимое этой страницы является частью Языкознание коллекции из eLIBRARY.
Если вам интересно узнать больше о возможностях доступа и подписки, вы можете оставить свой запрос ниже или связаться с нами по адресу eresources@mippbooks.com

Запрос

ВОПРОСЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

  • Publisher Федеральное государственное унитарное предприятие Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр Наука
  • Country Россия
  • Web https://elibrary.ru/title_about.asp?id=7716

Content

Avtonomizmus, socializmus and idiotizmus: European loanwords in Hebrew, 1917-1918

Yampolskaya Sonya B.

Conceptualisation of Hebrew language history at the turn of 19th-20th centuries poses a curious and problematic case for sociolinguistics. Modern theories on this subject, often contradicting one another, have one assumption in common: Hebrew underwent crucial linguistic changes in Palestine during the period. The Hebrew language modernization usually referred to as Hebrew «revival» faced inter alia a challenge to expand Hebrew vocabulary. The article at hand presents an analysis of European loanwords (500 lexemes), found in a daily Hebrew newspaper, published in Moscow in 1917-1918. Orthographic, morphological and grammar adaptation of the loanwords, as well as functional groups of borrowings, are examined, building on the data of Hebrew newspapers of the previous period (the second half of the 19th century). The analysis shows that basic models of loanword adaptation, which are still actual in Modern Hebrew, were elaborated in the early 20

Birchbark letters from Novgorod excavations of 2014

Gippius Alexey A., Zaliznyak Andrey A.

Derivational synonymy in the old Germanic languages (a case study of Gothic, Old Icelandic and Old High German)

Novitskaya Irina V.

The article presents results of a research that aimed to reveal the extent to which the old Germanic nouns with the same root but different paradigmatic affiliation and derivational suffixes are spread in the Gothic, Old High German and Old Icelandic languages. Recent theoretical research of synonyms at various language levels has enabled us to term the old Germanic nouns under analysis «one-root derivational synonyms». Some approaches are known to have been offered to account for the existence of the old Germanic «one-root derivational synonyms» (e. g. by E. Benveniste, O. A. Ossipova, N. B. Pimenova and others). They all argue that the investigated phenomenon has an underlying semantic or logical opposition as its foundation. A total sampling of one-root derivational synonyms made it possible to divide all synonyms into groups according to the types of their paradigmatic and word-formation opposition. As a result, it brought to light both the most empirically productive word-formation types of the synonyms and derivational suffixes. The obtained results allowed to highlight some shared and unique features of the old Germanic languages.

Etymological symposium "Etymological research of Old Church Slavonic: from the Slavonic, Indo-European and general linguistic perspective". Brno, 2014

Varbot Zhanna Zh., Kurkina Lyubov' V.

I. A. Serzant, L. Kulikov (eds). The diachronic typology of non-canonical subjects. Amsterdam: John Benjamins, 2013

Shkapa Maria V.

International conference "The heritage of Yuri Maslov: Linguistic ideas and their evolution"

Vilinbakhova Elena L., Zaika Natalia M., Fedotov Maksim L.

International workshop "Grammatical hybridization and social conditions". Leipzig, 2014

Konior Daria V.

IV International symposium "Terminology and knowledge"

Shelov Serguey D., Tsumarev Alexey E.

Linguistics: what and how?

Alpatov Vladimir M.

The development of linguistics has some peculiarities. Two main processes in the history of linguistics are accumulation of facts and forming the new methods; accumulation of facts increases chaos, new methods overcome it. Different tasks were primary in different periods, some problems became peripheral but then were able to get priority again at a higher level. There are two tendencies in the history of linguistics; one of them aspires for studying language objectively and exactly on the pattern of natural sciences, the other tendency is connected with the study of language together with the speaking person, taking into account intuition and introspection. The first tendency was predominant in the epoch of structural linguistics, the second tendency is becoming widespread now.

M. M. Makartsev. Evidentsial’nost’ v prostranstve balkanskogo teksta [Evidentiality in the space of the Balkan text]. Moscow; St. Petersburg: Nestor-Istoriya, 2014

Arkadiev Peter M.

Noun phrase structure in articleless languages: universality and variation

Lyutikova Ekaterina A., Pereltsvaig Asya

This article is concerned with the issue of the presence of the DP projection in languages lacking articles, such as Tatar. Contrary to both the «Universal DP» and «Parameterized DP» views, we propose that some but not all noun phrases in Tatar are DPs. We show that this hypothesis accounts for clustering of properties of noun phrases in a number of syntactic positions, including the direct object position, which in Tatar exhibits the Differential Object Marking phenomenon. We argue that accusative objects are structurally DPs, whereas unmarked objects are Small Nominals (i. e. lack the DP projection). We show that this account explains the Tatar facts better than an analysis based on either semantic or positional properties of the object.

O. Inkova, M. di Filippo,

Govorukho Roman A., Kobozeva Irina M.

Paradigmatic accent systems

Dybo Vladimir A.

The paper illustrates a hypothesis proposed by the author concerning a tonal origin of the Indo-European systems of multi-local phonologically significant accent. The beginning of the article deals with the systems with fixed accent: the most simple type, in which fixation is carried out by counting the syllables, and more complicated systems, which include the quantity or quality of the syllable into the rule of fixation. The latter, in case of losing the factor complicating the rule of fixation and a natural morphonologisation, become the so-called systems of «free accent» or, more accurately, the systems of multi-local accent. Corresponding examples are given. Consideration of Slavic, Baltic and Balto-Slavic paradigmatic accent systems leads to the conclusion that at their base there is an initial-accent system complicated by the tonal (register) character of the vowels.

VIII All-Russian scientific conference "Forefront issues on classical philology and comparative historical linguistics"

Leushina Lilia T., Demeshkina Tatiana A.

VII International conference on historical lexicography and lexicology (ICHLL2014)

Kovalenko Kira I.

V. Mattes. Types of reduplication. A case study of Bikol. Berlin: Mouton de Gruyter, 2014

Rozhanskiy Fedor I.

This content is a part of the Linguistics collection from eLIBRARY.
If you are interested to know more about access and subscription options, you are welcome to leave your request below or contact us by eresources@mippbooks.com

Request